• Головна
  • ​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины
07:56, 25 травня 2015 р.

​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины

25 мая 2014 года в Украине состоялись внеочередные выборы главы государства. И впервые с 1991 года они прошли в 1 тур. Пятым Президентом Украины стал Петр Порошенко Вызовы перед ним стояли колоссальные. К тому времени уже был аннексирован Россией Крым, разгорались боевые действия с сепаратистами на Донбассе, была очень велика опасность, что Россия сможет инспирировать волнения в других регионах страны, да и опасность полномасштабного вторжения российских войск по всему периметру границы полностью отбрасывать было нельзя. Кроме того, страна срочно требовала реформы всей государственной системы, в особенности силовых структур и судебной ветви власти.

Українські Новини проанализировали, чего удалось добиться Петру Порошенко за первый год президентства.

Внешняя политика. Российская агрессия

Внешнеполитическая повестка первого года президентства Порошенко, также как многие вопросы внутренней политики, была преимущественно обусловлена агрессией России, аннексией Крыма и конфликтом на Донбассе. С проблемами такого масштаба главе Украинского государства пришлось столкнуться впервые, и, как признавал сам Порошенко, без внешней помощи справиться бы с ними Украина не смогла. Таким образом, Президенту и МИДу пришлось сосредоточиться именно на том, чтобы заручиться международной поддержкой, в частности по следующим направлениям: признание и осуждение агрессии России международным сообществом, оказание экономического и политического давления на страну-агрессора, направление международных миссий для мониторинга и помощи в урегулировании конфликта на Донбассе, привлечение экономической, военной и технической помощи.

Российские танки под Дебальцево. Фото: Buzzfeed.com/MaxAvdeev

Российские танки под Дебальцево. Фото: Buzzfeed.com/MaxAvdeev

Российские танки под Дебальцево. Фото: Buzzfeed.com/MaxAvdeev

В той или иной степени с проблемой российской агрессии были связаны и другие направления внешней политики: евроинтеграция (заключение соглашение об ассоциации, введение безвизового режима с ЕС), диверсификация источников поставок энергоносителей, поиск новых рынков для экспорта и источников импорта.

Следует отметить, что пренебрежение России нормами международного права и показательное нежелание признавать свою вовлеченность в конфликт на Донбассе уже к началу президентства Порошенко определили позиции ключевых мировых стран к ситуации в Украине. В марте 2014 года была принята резолюция генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций, осуждавшая аннексию Крыма и нарушение территориальной целостности Украины, также в марте 2014 года Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе решила направить в Украину специальную мониторинговую миссию, которая в последствие стала одним из основных источников информации для западных стран, на основании информации которой делались выводы о развитии ситуации в регионе. Европейский Союз, США, и ряд других государств начали вводить санкции по отношению к российским чиновникам и компаниям.

В первые месяцы правления Порошенко тенденция к усилению ограничительных мер по отношению к России со стороны мирового сообщества сохранилась. Однако этому в большей мере способствовал ряд инцидентов с участием пророссийских боевиков и властей России, демонстрировавших их пренебрежение международными правилами. В частности, среди таких инцидентов можно назвать крушение пассажирского самолета Malaysia Airlines в Донецкой области, который, по всей видимости, был сбит боевиками; похищение с территории Украины украинского офицера Надежды Савченко, необоснованные аресты оставшихся в Крыму украинцев и крымских татар.

Место падения Boeing 777 Malaysia Airlines. Фото: Газета Коммерсантъ

Место падения Boeing 777 Malaysia Airlines. Фото: Газета Коммерсантъ

Место падения Boeing 777 Malaysia Airlines. Фото: Газета Коммерсантъ

Однако отсутствие быстрого эффекта от введения санкций, а также тот факт, что Украина, с одной стороны призывая к международному давлению на Россию, с другой стороны сама не спешила этого делать, привели к тому, что уже к концу 2014-началу 2015 года тема усиления санкций в отношении России стала звучать все реже. Зато все чаще со стороны представителей ЕС звучат заверения в том, что "давление на Россию прекращаться не будет". А это значит, что на том или ином уровне возможность ослабления санкций, пусть и в перспективе, рассматривается, тем более, что ЕС весьма неоднороден, и ряд стран занимает по отношении к России более или менее лояльную позицию.

Тем не менее, пока официально со стороны Евросоюза декларируется, что до выполнения "минских договоренностей", вопрос ослабления санкций в отношении России не стоит, а в случае ее дальнейшей агрессии — они могут быть усилены. Вместе с тем в этом контексте возникает вопрос относительно того, насколько активно западные партнеры готовы помогать Украине в возвращении Крыма.

Большие надежды украинская власть возлагала на так называемые "минские договоренности" - комплекс мер, которые должны были способствовать деэскалации конфликта на Донбассе и реинтеграции в состав Украины временно неконтролируемых территорий. Эти меры были согласованы в сентябре 2014 года в ходе переговоров Украины, России и ОБСЕ при участии представителей ДНР и ЛНР, а позже, в феврале 2015 года — обновлены в рамках переговоров уже на более высоком уровне, при участии руководства Украины, России, Франции и Германии. Пока наиболее существенным результатом этих переговоров стало временное снижение активности боевых действий. При этом они формализовали статус ДНР и ЛНР, как договаривающейся стороны, но ни долгосрочного прекращения огня, ни полного отвода вооружений, ни обмена заложниками не принесли. Также весьма призрачной выглядит перспектива проведения местных выборов на Донбассе, и тем более призрачной — возможность возобновления контроля на украинско-российской границе.

Евроинтеграция

Сложно говорить и о значительных подвижках в направлении евроинтеграции. И хотя именно Порошенко подписал 27 июня 2014 года экономическую часть соглашения об ассоциации, непосредственно его роль в заключении этого соглашения не столь велика. Тем более, что чуть больше чем через 2 месяца, в сентябре, ЕС, Украина и Россия договорились отложить начало действия зоны свободной торговли между ЕС и Украиной до 2016 года с сохранением отмены таможенных пошлин ЕС для украинских товаров.

Также Президент не сдержал предвыборное обещание в течение года обеспечить введение безвизового режима с ЕС. На завершившемся в пятницу саммите стран "Восточного партнерства" Украине дали понять, что несмотря на все сочувствие, пока она не выполнит все требования в соответствии с Планом действий по либерализации визового режима, украинцы и дальше будут ездить в страны ЕС по визам. И уже ясно, что раньше 2016 года безвизового режима Украине не видать. Но здесь часть ответственности должен взять на себя Кабмин, которому не удалось выполнить необходимые требования украинцев.

​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины, фото-3

Вместе с тем весьма существенных результатов удалось добиться в вопросах снижения энергетической зависимости от России и увеличения реверса газа через страны ЕС. Так, если сравнивать объемы импорта газа в апреле 2014 и 2015 годов, то импорт увеличился в 20 раз (60 млн куб. м газа в 2014 году против 1,2 млрд в 2015 году). Кроме того, благодаря содействию ЕС, в ходе трехсторонних переговоров удалось договориться о снижении цены на российский газ. В 4 квартале 2014 года цена для Украины составляла 378 долларов/тыс. куб. м, в 1 квартале 2015 года - 365 долларов/тыс. куб. м. Во втором квартале стоимость газа была снижена до 247,18 долларов/тыс. куб. м.

Эффективными оказались и переговоры по привлечению международной помощи. Несмотря на то, что западные страны так и не дали прямого согласия на поставку летальных вооружений в Украину, ряд стран ЕС, США и другие государства направляют в Украину военных инструкторов, предоставляют технику, медицинское оборудование и другие товары, как для нужд армии, так и для потребностей временных переселенцев.

​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины, фото-4

В марте Международный валютный фонд одобрил новую программу сотрудничества с Украиной EFF (Extended Fund Facility), которая предусматривает выделение около 17, 5 млрд долларов в течение 4 лет. 22 мая Украина и Европейская комиссия договорились о том, что ЕС выделит Украине еще 1,8 млрд евро макрофинансовой помощи, при том начиная с в 2014 года он уже выделил Украине более 1,5 млрд евро помощи.

Другие страны и международные организации также предоставляют финансовую и материальную помощь Украине для обеспечения текущих потребностей и проведения реформ. Однако проблема остается в том, что международная помощь нивелируется высокой долговой нагрузкой, и без успешной реструктуризации задолженности не сможет дать результат. Впрочем, это уже компетенция премьера Арсения Яценюка.

Реформы

Несмотря на то, что проведение реформ Порошенко задекларировал одним из приоритетов своего пребывания в должности Президента, существенных подвижек в этой сфере пока нет.

Первая же инициатива Порошенко по внесению изменений в Конституцию, направленная на децентрализацию и перераспределение полномочий органов и ветвей власти, так и не нашла поддержки в Верховной Раде и была отозвана с завершением полномочий парламента 7-го созыва.

Не удалось Президенту и воплотить в жизнь обещание относительно проведения выборов Рады по пропорциональной системе с открытыми списками. До выборов Рады в октябре 2014 года избирательная система так и не была изменена.

Только через 3 месяца после избрания, в сентябре 2014 года, глава государства представил долгосрочную программу реформ "Стратегия 2020", однако как официальный документ она была утверждена лишь в январе 2015 года.

4 месяца понадобилось для того, чтобы приступил к работе Национальный совет реформ (созданный в августе 2014 года, первое заседание он провел лишь в конце декабря). При этом чиновники, ответственные за проведение реформ были определены Нацсоветом лишь в феврале.

Не слишком активно продвигаются и реформы правоохранительной системы. Несмотря на то, что в октябре 2014 года Рада приняла новую редакцию закона о прокуратуре, из-за затягивания с подготовкой к его выполнению, а также проволочками с формированием Национального антикоррупционного бюро, парламенту пришлось отсрочить вступление в силу закона до июля 2015 года. И не исключено, что Раде придется дополнительно откладывать вступление в силу ряда положений этого закона.

Удалось Президенту обеспечить создание Антикоррупционного бюро, которое по результатам долгого конкурса возглавил адвокат Артем Сытник.

​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины, фото-5

Лишь на прошлой неделе парламент принял в первом чтении законопроекты о Национальной полиции, муниципальной страже и Государственном бюро расследований. Сколько времени уйдет на их доработку — неизвестно.

В марте Порошенко создал Конституционную комиссию — совещательный орган, который должен будет подготовить комплексные предложения по изменению Конституции. Однако процесс внесения изменений в Основной закон опять может застопориться, ведь пока комиссия не представила конкретные наработки, а для того, что поменять положения Конституции Раде необходимо проголосовать на двух сессиях.

Не слишком активно продвигается и реформирование судебной системы. Лишь в прошлый вторник Президентом была утверждена стратегия этой реформы на период до 2020 года. Сколько же времени уйдет на реализацию конкретных изменений с учетом того, что уже больше года не может приступить к работе Высший совет юстиции, сложно сказать.

Пока в актив реформ можно записать лишь ряд налоговых изменений и частичную бюджетную децентрализацию, которые были поддержаны парламентом при принятии государственного бюджета на 2015 год. Впрочем, законопроекты были оценены обществом и бизнесом достаточно спорно. Хотя стоит отметить, что инициатором соответствующих законопроектов был Кабинет Министров.

Не удалось Президенту выполнить обещание о продаже своего бизнеса, прежде всего компании Roshen. Было объявлено о выборе инвесткомпании Rothschild, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Президент и занимающаяся будущей сделкой команда объясняют задержку с продаже тем, что в условиях войны достойный покупатель бизнес-имерии Президента отсутствует.

Порошенко – Верховный Главнокомандующий

В своей предвыборной кампании и инаугурационной речи Петр Порошенко обещал создать сильную армию и защитить Украину от российской агрессии. Мы уже рассмотрели деятельность Порошенко на дипломатическом поприще. Чего же добился пятый Президент Украины, как Верховный главнокомандующий?

Из плюсов прежде всего необходимо отметить, тот факт, что украинская армия все-таки окрепла и из абсолютно разваленного состояния марта 2014-го, когда только 6 тыс. человек были более-менее боеспособны, превратилась в силу, способную решать боевые задачи в серьезном полномасштабном противостоянии, которое имело место на Донбассе в начале 2015 года. Возможно, что именно действия Вооруженных Сил Украины в июле-сентябре 2014 и январе-феврале 2015 года, которые показали России, что победы малой кровью добиться будет невозможно, стали одним из факторов сдерживания агрессии и заставили Путина отказаться (по крайней мере в настоящее время) от планов по вторжению в другие регионы Украины, кроме Донбасса.

Также Порошенко достаточно успешно решил проблему добровольческих батальонов. Вспомните, что летом 2014 года среди общественности активно разгонялась паника о полной неподконтрольности добровольческих батальонов руководству армии, о возможном их походе на Киев для свержения власти. Безусловно, самыми дисциплинированными бойцами добровольцы не были и мелкие инциденты с ними происходили достаточно часто. Но ситуация и близко не была апокалиптической, и на теперешний момент все добровольческие батальоны включены в состав либо Вооруженных Сил, либо Нацгвардии и МВД.

​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины, фото-6

Среди минусов деятельности Порошенко можно отметить кадровую политику. Назначение Валерия Гелетея оказалось ошибочным. Он не был готов к деятельности в условиях крупномасштабной войны с использованием крубнокалиберной артиллерии и реактивных систем залпового огня. Также были затянуты увольнения замминистров обороны, в том числе и отвечающих за тыловое обеспечение армии.

Не смог Порошенко добиться военного решения конфликта на Донбассе. Но к чести украинской армии стоит сказать, что воспрепятсвовали ей в этом не усилия ДНР и ЛНР, а непосредственное впешательство российских военнослужащих в конфликт и массовые поставки вооружений сепаратистам. Попытка полностью взять под контроль украинско-российскую границу в июне была сорвана обстрелами украинских войск реактивной артиллерией с российской территории, а наступление в июле-августе, которое должно было разбить силы сепаратистов на несколько окруженных группировок, было сорвано мощным контрударом при поддержке и под руководством российских военных, что привело к большим жертвам нашей армии в "иловайском котле".

Фото: kupyansk-city.com

Фото: kupyansk-city.com

Фото: kupyansk-city.com

Не удалось Порошенко также отстоять Дебальцево, но необходимо отметить, что полномасштабные боевые действия в районе дебальцевского выступа длились около месяца и анонсированного Россией и сепаратистами "котла" удалось избежать.

Очевидно, что решить конфликт силовым путем не удалось, при этом Порошенко неоднократно заявлял и заявляет, что только военными мерами достичь его невозможно и позиционировал себя как "Президент мира". Но также нельзя отрицать, что украинским силам удалось локализировать конфликт и значительно сократить контролируемую сепартистами территорию по сравнению с 25 мая 2014 года.

Внутренняя политика Президента

В своей инаугурационной речи Петр Порошенко обещал добиться проведения досрочных парламентских выборов. Здесь соединились интересы Президента, которому нужна была своя мощная фракция в Верховной Раде и запрос общества, поскольку персональный состав Рады 7-го созыва абсолютно не отвечал постмайданной Украине. И Президенту удалось этого добиться – 26 октября выборы состоялись, в том числе и в контролируемых Украиной районах Донбасса. Вот только результат был не совсем таким, как ожидала команда Порошенко. Вначале ожидалось, что партия Президента будет бороться за голоса избирателей совместно с командой Арсения Яценюка и Александра Турчинова. Но переговоры сторон не увенчались успехам – Порошенко решил, что кадровые аппетиты Яценюка не соответсвуют его рейтингу. И первые лица страны стали участвовать в выборах отдельно. Команда Президента создала Блок Петра Порошенко во главе с Юрием Луценко, а Яценюк и Турчинов – "Народный Фронт". Политологи и социологи в начале кампании отдавали без всяких сомнений пальму первенства БПП, и сомневались в способности НФ преодолеть 5%-й избирательный барьер. Однако политсила Президента, рассчитывая на высокий личный рейтинг Порошенко, не столько боролась за голоса избирателей, сколько обсуждала кандидатов на премьерское место. В то же время лично возглавивший список Яценюк умело сыграл на еще не уставшем от войны обществе, которое требовало компенсации за поражение под Иловайском и сумел превратить выборы в голосование за сохранение своей премьерской должности. И преуспел, сумев по партийным списка даже обогнать БПП на несколько десятых процента. В мажоритарных округах сторонники Порошенко чувствовали себя более уверенно и самой большой фракцией в Раде стало БПП. Однако вопрос о пропрезиденском премьере оказался закрыт, Яценюк сохранил свою должность.

​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины, фото-8

Но говорить о "полном провале" на выборах для Порошенко нельзя. БПП все-таки сумел создать самую большую фракцию в Раде, а Президент смог сформировать сильное лобби в правительстве, выдвинутые его политсилой люди получили такие важные портфели как Минэнергетики, Минфин и Минэкономразвития. Президент также продемонстрировал умение убеждать парламентариев принимать нужные ему ключевые решения, не уставая лично появляться в сессионном зале. Под контролем Порошенко остаются и все экономические и финансовые регуляторы – Нацбанк, НКРЭКУ, НКРСИ. При этом основную ответственность в глазах общества за деятельность правительства и в первую очередь его экономического блока несет Арсений Яценюк как премьер и его политсила – "Народный Фронт". В итоге, к нынешнему моменту, рейтинги "НФ" значительно снизились, в то время, как БПП по прежнему сохраняет лидирующую позицию.

На момент избрания одной их основных задач власти в целом и Президента в частности было сохранение управляемости и стабильности в незатронутых войной регионах страны, основной зоной риска были восточные области страны и Киев, как столица. Не секрет, что именно новый Майдан, свержение нынешней киевской власти и риск дальнейшей дезинтеграции страны было бы лучшим сценарием для Владимира Путина. И такая опасность была реальной. Война, падение производства, резкая девальвация гривны вместе с расшатыванием ситуации извне (как мелкими террористическими атаками в Одессе и Харькова, так и попытками разжигания протестов в столице) делали сохранение стабильности не самой простой задачей. Но в целом Президент с ней справился. Власть не допустила серьезных волнений ни в Киеве, ни в Харькове, ни в Одессе и спокойный характер майских праздников она также может занести себе в актив.

К неудачам Порошенко можно отнести валютную политику. В ходе избирательной кампании он обещал снизить курс гривны до 10 гривен за доллар. НБУ возглавляет давняя знакомая Президента Валерия Гонтарева и поэтому ответственность за ситуацию в глазах общества во многом лежит именно на Президенте. А ситуация складывалась драматически: в конце февраля курс превысил 30 гривен/доллар, а отставка Гонтаревой считалась решенным делом.

​Успехи и провалы Петра Порошенко. Год со дня избрания пятого Президента Украины, фото-9

Но ситуацию удалось стабилизировать, курс откатился до 21 грн/доллар, а ставленница Порошенко по-прежнему руководит НБУ. И все же даже 21 грн/доллар – это далеко не обещанные 10. И хвастаться здесь нечем, хотя неконтролируемого обвала удалось избежать. Также нельзя забывать, что курс гривны зависит не только от действий НБУ, но и от политики Кабмина, общей ситуации в стране. Военные действия на Донбассе, безусловно, также выступили мощным фактором по ослаблению Национальной валюты.

В итоге мы видим, что спустя год после избрания Порошенко смог реализовать не все свои обещания. Война на Донбассе продолжается, пусть и в формате постоянно нарушаемого "перемирия", реформы проходят медленно, а безвизовый режим пока остается только миражем на горизонте. В то же время Украина смогла локализировать конфликт, ограничив его только Донецкой и Луганской областями, обстановка как в политической, так и в экономической жизни страны относительно стабилизировалась, а полное вступление в силу Соглашения об ассоциации и безвизового режима с ЕС все еще реально в 2016 году. И самое главное – и Президент Петр Порошенко и его политическая сила сохраняют позиции ключевых игроков на украинской политической сцене во многом благодаря гибкости и дипломатическим талантам Петра Порошенко.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Коментарі

Оголошення
live comments feed...