Винницкие вышивальщицы – рекордсменки по использованию черных нитей

Мастер украинской традиционной вышивки Андрей Ермаков рассказал, какие особенности имеют рубашки созданные вышивальщицами Восточного Подолья

Луганчанин Андрей Ермаков исследовал подольскую вышивку, вместе с женой ездил в экспедиции, перенимал умение у народных мастериц. Сегодня он преподает искусство вышивки в студии "Свое.Родное" в Виннице и недавно возродил раритетную техникувышивания, которая, до сих пор, считалась утраченной.

По словам мастера, наиболее мощный очаг вышивки Восточного Подолья территориально расположен в междуречье Днестра и Южного Буга. Это южные районы Винницкой области: Крыжопольский, Ямпольский, Томашпольский, Чечельницкий, Бершадский.

Ермаков говорит, что зная "почерк" подольских вышивальщиц, рубашки созданные их руками можно узнать среди сотен других: "Если очень красиво вышиты манжеты – это Крыжопольский район, Войтовцы Бершадского района - уникальная вышивка по рясованым воротничкам. Знаменитая стинянская рубашка имеет расшитые черной шерстью рукава с вкраплением красного и т.д.".

С первого взгляда вышивки Восточного Подолья можно узнать по орнаменту, его расположению, расцветке и крою самого изделия. Андрей Ермаков отмечает, что подольская рубашка имеет "прямоугольный" крой и рукава, вшитые вдоль станка: "Также здесь часто шили рубашки с гесткой и вышивали их наиболее востребованной техникой этого края - "низзю". В то же время, здесь есть и ажурные техники, и вырезание, и мережки".

Мастер говорит, что характерный признак, по которому подольские рубашки выделяются среди других – это использование нитей черного цвета. Их также объединяли с красными, поэтому рубашка вышита двумя цветами – красным и черным, которым поэтически "приписывают" символику "любви" и "печали" – это именно аутентичная украинская рубашка создана на восточном Подолье.

Правда сам Ермаков не слишком верит в символизм и сакральность сочетаний цветов в вышивке. Он считает, что, вышивая, украинство хранило древнюю традицию, а также банально решало проблему одежды из-за отсутствия массового фабричного производства. А сочетание цветов – это больше вопрос вкуса и эстетики, чем веры в их магические способности.

"Вышивальщицы Подолья использовали черный цвет, потому что якобы он символизирует траур. Это миф", - отметил знаток вышивки.

Несмотря на это, он добавляет, что цветность в подольской вышивке все-таки есть. Красно-черные орнаменты использовались в ранних периодах, менее древняя вышивка – полихромная. Например в Литинском районе использовали сочетание черного, тепло-желтого и красного цветов. Впрочем, если брать общую массу восточноподольских вышитых рубашек, то, все же, будет преобладать черный.

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )