• Головна
  • Редкое хобби: Как винницкая певица взялась за возрождение забытого "свадебного" искусства (фото)
15:10, 16 лютого 2020 р.

Редкое хобби: Как винницкая певица взялась за возрождение забытого "свадебного" искусства (фото)

Редкое хобби: Как винницкая певица взялась за возрождение забытого "свадебного" искусства (фото)

Юлия Васюк – персона в Виннице известная. Известна она, прежде всего, как певица, преподаватель, колледжа культуры и искусств, руководитель фольклорного ансамбля "Мокошь" и мать талантливой юной бандуристки Софии Аль-Хадиди.

zfCDjjBW0StVZZ8GBrR7Bk5imdqFxiLFWzVkuAup.jpeg

zfCDjjBW0StVZZ8GBrR7Bk5imdqFxiLFWzVkuAup.jpeg

Фото: Юлия Васюк с дочкой Софьей/Facebook-аккаунт Юлии Васюк

Но не всем, кто знает Юлию с "музыкально-преподавательской" стороны, известно о том, что она еще и мастерица. Она уже давно изготавливает куклы-мотанки, а несколько лет назад взялась изготавливать восковые венки – такие, в которых подольские девушки шли к браку на протяжении значительной части ХХ века. И если куклы-мотанки в последнее время стали весьма распространенным занятием рукодельниц, то об изготовлении восковых венков этого сказать нельзя. Именно о своем необычном увлечении Юлия рассказывает корреспонденту Depo.Винница.

Редкое хобби

Что побудило человека, у которого забот по самые венца, взяться за такое мало кому нужное, как кажется на первый взгляд, ретро? Дело в том, что Юлия Васюк – не только певица, но и народовед. В частности ее интересует все, что связано с дорогим ее сердцу Восточным Подольем. Возглавляемая ею группа "Мокошь" исполняет песни, записанные в селах Винницкой области, у Юлии есть коллекция народных инструментов и одежды, а несколько лет назад певица и ее подруги основали общественную организацию "Этно-мастерская Круг", которая изучает, исследует и воспроизводит культуру Восточного Подолья. "Круг" поет, вышивает, мастерит, пишет писанки и делает еще немало другого. В числе этого "всего другого" – воссоздание традиционных народных костюмов. Вот когда в организации взялись за это дело, и встал вопрос о головном уборе девушки (в том числе и невесты), то есть венке.

Начала Юлия скурпулезно рассматривать венки, которые были и в ее коллекции, и в музеях, чтобы понять, как они изготовлены. "Я была убеждена, что любой элемент традиционной одежды не слишком сложен в воспроизведении. Точнее, что он не требует каких-либо особых инструментов и приспособлений, ведь изготавливали их люди, которые не имели особых достатков и какого-то специального образования. Так и оказалось: создание венка требует кропотливого труда, но ничего заоблачного в этом процессе нет: требуются элементарные, всем доступные материалы, желание и время. Ну и еще определенное эстетическое видение, ведь речь идет о вещи, которая должна украсить девушку, – рассказывает Юлия. – Никто меня не учил: я рассматривала все детали венков, которые есть в моей коллекции, смотрела их на свет, чтобы не повредить, рисовала себе схемы. И когда я наконец попробовала, все получилось сразу".

eeI6b4y23vD6z6tGpuHMjmmOo0F0bIwFxYBuWcOR.jpeg

eeI6b4y23vD6z6tGpuHMjmmOo0F0bIwFxYBuWcOR.jpeg

Фото: Два венка – давний и воспроизведенный/предоставлено Юлией Васюк

Не смотря на то, что процесс изготовления венка не слишком сложный, умели это далеко не все. Но практически в каждом селе были женщины (немного: одна – две на село), которые изготавливали венки на продажу или на заказ. Впрочем, если раньше такие венки пользовались спросом у всех невест, то теперь ими интересуются преимущественно с исследовательской или с воспроизводственной целью. А мастеров таких теперь по пальцам пересчитать можно.

"Нас таких в Украине немного, по крайней мере, тех, кто как-то заявляет о себе, – единицы, – говорит Юлия. – Но даже в Виннице у меня есть единомышленница – Мария Курячая. Некоторое время она входила в состав нашего "Круга". Мария даже выставку своих венков организовывала, мастерклассы проводила. Но, конечно, теперь очень редко заказывают такие венки на свадьбу, хотя все же заказывают. Две невесты выходили замуж в венках моей работы. Остальные мои изделия – в частных коллекциях, изготовлены они для создания образа, для демонстрации одежды. Чаще всего заказывают для восстановленных народных костюмов. Ведь если нет головного убора, то это не полный наряд".

Венки Юлии есть и за рубежом. "Один венок я сделала по заказу госпожи Устины Стефанчук из Канады. Он был использован при показе традиционного наряда Черниговщины во время дефиле участницы конкурса "Мисс Украина-Канада". Это была реплика старинного венка. Изготавливала венки и для коллекции этнической одежды винницкого дизайнера Людмилы Бушинский", – рассказывает мастерица.

Самый первый веночек, за изготовление которого вязалась Юлия, был не примитивным изделием, а сразу немалым трехъярусным венком. Его использовали во время показа выхода невесты.

Поскольку профессия у Юлии совершенно другая, то время для нового  увлечения она находит преимущественно по ночам: "Работа несложная, но кропотливая. Простенький веночек можно собрать за день, но это целый день – с утра до сумерек. Но все зависит от запланированного количества элементов. Если это преимущественно вощенные цветы с минимумом восковиц (восковых "капель", – ред.), то можно за день управиться, если же восковиц много, то необходимо несколько дней. За час я могу сделать максимум восемь восковиц. Максимум, подчеркиваю, потому что так не всегда удается. Значительную часть времени занимает обматывание каждого проводка бумагой. Не на всех старых венках такое есть, иногда на этом экономили время, но я же хочу сделать как можно лучше. Немало времени уходит на изготовление цветочков, листочков. Но больше всего времени забирают восковицы. А подольские венки славятся именно тем, что на них много восковиц: существуют венки, созданные только из них. И вот представьте, что восковиц 200, 300, а то и 500 или 600! Один человек с таким за день не справится. Поэтому, конечно, я делю работу на части".

Фото: Недавняя работа/предоставлено Юлией Васюк

Немного истории

Недавно в "Этно-мастерской Круг" воссоздали процесс снятия свадебного венка. Во время действа с "невесты" снимали изготовленный Юлией Васюк венок и надевали на нее капюшон – головной убор замужней женщины (о капюшоне тоже стоит рассказывать отдельно, хотя участники "Круга" уже выходили на сцену (в собственноручно изготовленных капюшонах).

nI4RWLT9SyYrBq35aAYGHQCL0lHwGlV6tHYEFW4H.jpeg

nI4RWLT9SyYrBq35aAYGHQCL0lHwGlV6tHYEFW4H.jpeg

Фото: Наталья Сентемон с дочкой Эвелиной/"Этно-мастерская Круг"

Исследовав тему, участники "Круга" рассказали о венках в своем блоге. Вот что из него узнала автор этих строк.

В Украине свадебный венок как один из главных атрибутов свадьбы использовался с давних времен. Сплетали его из живых цветов, и каждый цветок или зелень имели свое значение. На Подолье свадебный веночек плели из барвинка, который символизировал вечную жизнь, а также – переход в другую жизнь, невозврат, ведь молодая переходит из одного социального статуса в другой, навсегда покидает свой род и становится членом другого, "умирает" для своего рода, для девичьего мира.

В конце ХІХ – начале ХХ века к украинкам с Западной Европы пришла мода на восковые венки, которые настолько пришлись по сердцу девушкам, что практически до 80-х годов ХХ века являлись привычными головными уборами в день свадьбы. Венок из воска (парафина) с "веленом" был заимствован селянами-поляками в середине XIX ст. В конце ХІХ – начале ХХ ст. велен с парафиновым венком распространился не только в польских и польско-украинских селах, но и в подавляющем большинстве украинских сел Восточного Подолья. В песенном фольклоре восковой венок практически не упоминается, но в селе Надднестрянское Мурованокуриловецкого района Винницкой области обнаружена песня: "Ой разыгрался сивый конь, разыгрался" от сестер Кобылянских со словами:

"Йа на Машеньке восковой веночек,

Кто же покупал? – Иванко парубочок"

hBEYRGJDXpZ40hiTxW58tIqXPgplPgKScxt4sSZB.jpeg

hBEYRGJDXpZ40hiTxW58tIqXPgplPgKScxt4sSZB.jpeg

Фото: Польская свадьба Ольшевской Юзефы Степановны и Антона Дидковского 1957 г. с. Большая Чернявка (Вишневое) Ружинского р-на Житомирской обл. Сборник Куриной Марии/из частной коллекции Максименко Евгении Яковлевны (1939 г. р.)

Правда название "восковой" – не всегда корректное, в подавляющем большинстве венки делали из стеарина и парафина.

"Обычно, в селе были одна-две женщины, которые делали веночки на заказ или на продажу. Были такие мастерицы и в моем селе Бондуривка Чечельницкого района, сохранились и венки, сделанные их руками. В музее истории села в Бондуривке есть образцы бумаги, из которой изготавливали цветы на свадебные венки – молочного, чуть розового и голубого цветов. Она очень интересная по фактуре и напоминает тонюсенькую стружку из дерева (шир. 20 см, дл. 1м 20 см). Аналогов ей мы на сегодня не нашли", – рассказывает Юлия.

CXuPe1qI4oZQSboSndmrgebUagJWidBssoGyoWNt.jpeg

CXuPe1qI4oZQSboSndmrgebUagJWidBssoGyoWNt.jpeg

dhiZgWZPifjQmaj26SqJ7Ww2F64wCGcb6yUwHEVA.jpeg

dhiZgWZPifjQmaj26SqJ7Ww2F64wCGcb6yUwHEVA.jpeg

Фото: Свадебные веночки из Бондуровки / Етномайстерня "Круг"

7CyhhzHY9fGwb1bszyFJBXBLDD5ewqxQoHL8EUwL.jpeg

7CyhhzHY9fGwb1bszyFJBXBLDD5ewqxQoHL8EUwL.jpeg

Фото: Венок-корона из Бондуровки/Этно-мастерская "Круг"

Но попадались села, в которых рукодельниц, которые умели изготавливать венки, вообще не было. В таком случае свадебные венки покупали на базаре, ходили за ними в другое село или ездили в город.

По цветовой гамме венки были цветными и однотонными (от желто-коричневого (зависит от естественного цвета воска, стеарина, тука) до белого (парафин). Часто эти материалы смешивались в пропорциях, которые устраивали мастерицу.

Особенности подольских веночков

Свадебные веночки на Восточном Подолье, как описано в блоге "Этно-мастерской Круг", изготавливались из разных материалов и имели различные формы, но объединяет их один признак – изысканность. В отличие от свадебных венков других регионов восточноподольские являются более сдержанным и филигранным. Кроме самого обручеподобного венка на голове невесты создают целый комплекс сложных украшений и причесок. В качестве дополнения к венку на голову надевали "цветок" или "букетики". Часто по бокам венка вдоль груди свисали "березки" или "поворозочки". Венки делали двух-, трех-, иногда и четырехъярусные.

По форме венки тоже разнились. Они могли быть скромными, небольшими по размеру, изготовленными на одной основе, с немногими элементами, однако отличались особой изысканностью, простотой форм, эстетикой элементов и цветовой гаммы. Были венки и из нескольких сочетающихся основ (двух, трех, реже − четырех).

Веночки, как правило, надевали вертикально, но есть и такие, которые носились горизонтально. Один из таких венков хранится в краеведческом музее села Бондуривка и по воспоминаниям хозяйки, которая его подарила музею, такой тип венка называли "короной". А еще в Бондуривке и Торкановке Чечельницкого района мастерицы любили делать из обмотанного бумагой проволоки "кудри", так, чтобы свисали по обе стороны едва ли не до пояса, а на концах чтобы были "балабаечки". Такой же "кудрявой" проволокой украшали и сам венок.

Изготовление

Процесс изготовления восковых венков происходил таким образом: "Брали свечу белую, очень белую простую, растапливали ее и брали нить такую голубеньку или белую нитку и завязывали на конце маленький узелок, и потом обмакивали, обмакивали, обмакивали, и получалась такая как бы шишечка, и собирали вместе и получался такой круглый, ну такой как буд-то цветок, а после этого вырезали всякие цветочки, листочки, и обмакивали их, и сплетали", – так записала Мария Куриная рассказ Анастасии Погорелой в селе Очеретни Погребищенского района.

В блоге "Круга" есть подробный мастер-класс для желающих попробовать свои силы в данном забытом искусстве.

Веночек в свадебном обряде

Приглашать на свадьбу дружки с молодой ходили в цветных восковых венках. Обычно приглашали в пятницу или субботу. На Хмельнитчине в селе Райгород Немировского района Винницкой области невеста ходила с двумя дружками, надевая на голову венок-обручик, который состоял из мелких цветных цветочков и восковиц. Различали невесту по большому количеству лент.

Практически везде на Восточном Подолье к венку добавляли ленты. В 40-х годах ХХ ст. широкое применение приобрел "велен", который шили из прямоугольного куска белой прозрачной ткани, иногда ее заменяли тюлью. Впрочем, Юлия Васюк права: о свадебном обряде на Восточном подолье следует рассказать подробнее в отдельной публикации.

qhlt2a1ooezA2Ix4e3Uc0RsZ5JZCOUEHtBggu5ow.jpeg

qhlt2a1ooezA2Ix4e3Uc0RsZ5JZCOUEHtBggu5ow.jpeg

Фото: Свадьба в селе Капустяны Тростянецкого р-на Винницкой обл./Рукописный фонд учебно-научной лаборатории этнологии Подолья (факультета истории, этнологии и права ВГПУ им. М. Коцюбинского)

1Nh0HkGe0TOfYPb2jHHR9WZDxg9odn6w7nnDS0QU.jpeg

1Nh0HkGe0TOfYPb2jHHR9WZDxg9odn6w7nnDS0QU.jpeg

Фото: Молодожены/Рукописный фонд учебно-научной лаборатории этнологии Подолья факультета истории, этнологии и права ВГПУ им. М. Коцюбинского

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Коментарі

Оголошення
live comments feed...