• Головна
  • От прабабушки до правнучки: Как винницкие исполнительницы народных песен прославляют украинский платок
10:53, 8 грудня 2020 р.

От прабабушки до правнучки: Как винницкие исполнительницы народных песен прославляют украинский платок

От прабабушки до правнучки: Как винницкие исполнительницы народных песен прославляют украинский платок

День украинского платка (7 декабря) впервые отмечали в прошлом году. Во многих городах Украины женщины и девушки подхватили идею флешмоба, и соцсети наполнились яркими снимками и семейными историями.

В этом году флешмоб приобрел еще больший размах. Depo.Винница рассказывает об одном из известных фольклорных коллективов, участницы которого не просто опубликовали свои фото в платках, но и рассказали немало интересного об одном из главных атрибутов одежды украинок.

Юлия Васюк, руководитель фольклорного ансамбля "Мокошь", который действует в Винницком профессиональном колледже искусств имени Леонтовича, немало своего времени посвящает изучению украинских костюмов и отмечает, что платок всегда был дорогим элементом одежды, платки берегли и передавали по наследству своим дочерям или невесткам.

Участницы "Мокоши" фотографировались не просто в платках, а в полных комплектах традиционной подольской одежды.

DbxpN6sxekAoKKeRn5edVg7zybdsW6QZt9UBHV9q.jpeg

DbxpN6sxekAoKKeRn5edVg7zybdsW6QZt9UBHV9q.jpeg

На снимке участницы "Мокоши" Марина Махновецкая, Екатерина Чепель, Марина Балацкая, София Аль-Хадиди, Эвелина Сентемон и Юлия Васюк в традиционных платках, собранных на территории Восточного Подолья.

Участницы коллектива опубликовали не только групповое фото, но и свои портреты в платках.

Юлия Васюк фотографировалась в вышитом платке мануфактурного производства. Как сообщает исполнительница, платок принадлежала Рябий Федоре Павловне 1922 г. р., с. Бондуровка Чечельницкого района Винницкой области.

fLOylG9a4JSIQAHb8kGDTYGkM45dNxCKwGKq8Sty.jpeg

fLOylG9a4JSIQAHb8kGDTYGkM45dNxCKwGKq8Sty.jpeg

dT6CiJGfXnITsxKJIokH57pFgtRGDcdBghw8i597.jpeg

dT6CiJGfXnITsxKJIokH57pFgtRGDcdBghw8i597.jpeg

Возле снимков Юлия опубликовала слова колядки, записанной в 2010 году в селе Чагов Оратовского района Винницкой области:

Шовкова хустка від вітру має.

Дорога сукня слід замітає.

Золотий перстень від сонця сяє.

Дочь Юлии Васюк, известная юная бандуристка София Аль-Хадиди, сфотографирована в традиционном платке домашнего производства.

HcJxiZdVRzf3Hz7VSFn1hnUBj0u3iF0Q9IWLlc3V.jpeg

HcJxiZdVRzf3Hz7VSFn1hnUBj0u3iF0Q9IWLlc3V.jpeg

Возле портрета Софии — слова из колядки, записанной еще в 1928 году в селе Гажбиевка Могилев-Подольского района Винницкой области:

Волики пасла, фусточку шила.

Гей, гей, в ялині при зелененькім дубочку.

Хусточку шила ґрешная панна.

Ґрешная панна, панна Маланка.

Марина Махновецкая сфотографирована в традиционном платке с шелковыми тороками (бахромой).

vaWG1j4gDQwtHj0w8r1ZwlvYrk9ducUR5NRcRN4A.jpeg

vaWG1j4gDQwtHj0w8r1ZwlvYrk9ducUR5NRcRN4A.jpeg

Марина сообщает, что об украинском платке пели и в других обрядовых песнях — веснянках. В селе Збараж Казатинского района записана веснянка с такими словами:

Кому воля, кому неволя?

- А дівчатам та своя воля.

За хусточку та на вуличку,

За віночок та й у таночок.

Эвелина Сентемон — в традиционном платке с шелковой бахромой.

8rghlhTLNvGzDvYtS5y2q6Lya7iuFEpwmhQYYTAn.jpeg

8rghlhTLNvGzDvYtS5y2q6Lya7iuFEpwmhQYYTAn.jpeg

Эвелина напоминает об обряде покрытия невесты и цитирует слова обрядовой песни, записанной в Бершадском районе:

Ой Марійко, дівко,

Іскинь хустку к дідьку,

Хустка тобі не подоба,

Бо не пристає до лоба.

Екатерина Чепель — в традиционном платке с бахромой из села Голубече Крыжопольского района Винницкой области.

iUxskrmtwM3pDM7wcEl5p4JZPdGwhl5BAA6D5S8c.jpeg

iUxskrmtwM3pDM7wcEl5p4JZPdGwhl5BAA6D5S8c.jpeg

Девушка цитирует песню, записанную более ста лет назад (из записей Гната Танцюры) от Евгении Танцюры и Анастасии Танцюры в 1919 г.:

Маленька нічка петрівочка,

Не виспалася паняночка.

Ой спала, спала, не доспала,

Шовком хусточки вишивала

Та Миколі передавала.

Марина Балацкая "завернута" в кашемировый платок домашнего производства "с торОками".

Рядом с портретом — строчки из щедривки, записанной в 1962 г. от Марии Олейник в селе Павловка Погребищенского района:

AWsrL3LNIH1O9XIhuHdFabQZcbcELyOPD0A2aIHe.jpeg

AWsrL3LNIH1O9XIhuHdFabQZcbcELyOPD0A2aIHe.jpeg

Там дівчина полюбила –

Хусточкою подарила.

А якою? - Шовковою...

К флешмобу присоединилась и Татьяна Васюк — мать Юлии Васюк и бабушка Софии Аль-Хадиди. Она опубликовала не только свой портрет, но и давнее фото.

tO2tyJm4kVJhnsOKLIRJEpLZIbUdlz879kHM6Bf2.jpeg

tO2tyJm4kVJhnsOKLIRJEpLZIbUdlz879kHM6Bf2.jpeg

AKcG5ZbpYsfIUmOsLRFQq9QZD9l62T2Kb9CEf7fN.jpeg

AKcG5ZbpYsfIUmOsLRFQq9QZD9l62T2Kb9CEf7fN.jpeg

"На этом фото мои прадед Пасечник Павел и прабабушка Пасечник Агафья. В центре стоит моя бабка Рябий Федора. Прабабушка Агафья в хорошем, дорогом платке, который уже восемь десятилетий хранится в нашей семье. Сегодня он на мне, порой его надевает теперь моя внучка на выступления. Этот платок передается по наследству уже шесть поколений!" — сообщает женщина.

Другое фото матери опубликовала Юлия:

7xDRnNaiN5x1MhXyzpgahNNRkf7mkmDfdzEn7KBY.jpeg

7xDRnNaiN5x1MhXyzpgahNNRkf7mkmDfdzEn7KBY.jpeg

"Моя непревзойденная мамочка Татьяна Васюк в традиционном костюме села Бондуровка Чечельницкого района Винницкой области, который принадлежал ее прабабушке Пасечник Агафье (бл. 1879 г. р. — 1975 г.). Завязанный способом "на гаву" кашемировым платком с шелковой бахромой, который хранится в нашей семье уже шесть поколений, около 100 лет. Так завязывалась наша прапрабабушка", — пишет исполнительница народных песен.

И еще одно невероятное фото от Юлии Васюк.

Q2OW5nfBhrgTA8h3qxUKPCWOc83YZtKJ9JUeSJ71.jpeg

Q2OW5nfBhrgTA8h3qxUKPCWOc83YZtKJ9JUeSJ71.jpeg

"Три поколения: бабушка Татьяна Васюк, ее дочь — я, Юлия Васюк, и внучка, София Аль-Хадиди. Вот так завязывались бабушки, женщины и девушки в нашем селе Бондуровка Чечельницкого района Винницкой области. Завязи воспроизводили по памяти и по фотографиям начала ХХ в. Костюмы оттуда же, наши, семейные. Платки традиционные, домашнего и фабричного изготовления, с бахромой", — рассказывает исполнительница народных песен и народовед.

Публикуя фото флешмоба, участницы "Мокоши" сообщили несколько интересных фактов о платке как элементе наряда подолянок.

1. Платок как элемент костюма носили женщины и девушки (в холодное или очень жаркое время, на работу) по всей территории Украины. Летом — льняные, полотняные, ситцевые, шелковые платки, зимой — шерстяные домотканые. Цвета выбирали в соответствии с гаммой одежды, региональными особенностями, личными предпочтениями.

2. Платки были фабричными и сделанные собственноручно самими хозяйками. Фабричные чаще всего были завезены из Франции, Турции, России. Но подолянки, которым тоже полюбились платки, подогнали их к местным нарядам и научились подчеркивать ними свою красоту. Как правило, изготавливали платки собственноручно или покупали у женщин, научившихся их делать. Брали однотонный квадратный отрезок ткани (которую часто сами ткали на станках), обметывали и навязывали бахрому — простым способом или с узелками в шахматном порядке. Иногда концы платков вышивали разноцветными или однотонными нитками, шнурами или небольшими по диаметру жгутами. Такие платки женщины надевали "на праздник".

3. Платок — это квадратный отрезок ткани, часто украшенный торокАми (торОками), "френзлями", вышивкой или набойкой. Является элементом традиционного женского (девичьего) костюма с начала XIX в.

4. Платком покрывали невесту на свадьбе, что свидетельствовало о ее переходе в другой социальный статус — из девушки в женщину. С тех пор женщина уже не надевала венок, ленты и не распускала волосы "на людях" — голова всегда была покрыта. Существует много способов завязывания платка, и все они подчеркивают красоту девушки или женщины.

5. Если в семье болел младенец, мама заворачивала его в свой платок. Когда болела голова, старые бабушки советовали прежде всего крепко завязать лоб. Если мать считала, что ее ребенка сглазили, она вытирала его лицо низом юбки или изнанкой ношеного платка.

6. Платок часто был ключевым атрибутом в проявлении чувств и намерений между парнем и девушкой. Если парню нравилась девушка и он был серьезно настроен посылать к ней сватов, то дарил один из самых желанных подарков — сапожки, бусы или платок. Это означало, что девушке нужно готовиться к старостам — такие дары были дорогими и всякому их не покупали.

7. Если парень уезжал в дальний путь, девушка давала ему свой платок в знак того, что будет ждать его, а платок будет для него оберегом.

8. Платок часто описывается как атрибут украинской свадебной обрядности. Когда парень приходит сватать девушку, он дарит ей платок (им потом покроют невесту), а она, в свою очередь, должна перевязать всех близких мужчин рушниками, а женщин платками. Так же перевязывают на свадьбе. Свадебный каравай дружбы несут на платке перед молодыми, когда идут венчаться. Каравай также раздают платочками (не "голыми" руками).

Опубликовали участницы "Мокоши" и видео, посвященное украинскому платку. В традиционных праздничных вышитых платках домашнего и фабричного изготовления София Аль-Хадиди, Эвелина Сентемон, Марина Махновецкая, Екатерина Чепель, Марина Балацкая и Юлия Васюк. Музыкальное сопровождение — "Свашеньки", "ДахаБраха".

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Коментарі

Оголошення
live comments feed...