Говорить об ИСО 9001 очень непросто. Понятие ИСО стало настолько нарицательным, что подменило собой и сотни других стандартов международной организации по стандартизации (ISO, International Organization for Standardization), и само понятие управления качеством.

Тысячи организаций занимаются сертификацией на соответствие ИСО 9001. Интернет заполнен книгами и статьями на тему ИСО 9001. Любое обсуждение, статья и сайт на тему управления качеством  прежде всего затрагивает именно исо 9001. Кажется, что ничего нового об ИСО 9001 уже сказать нельзя. Однако, к моему большому сожалению, среднее и высшее звено управления в большинстве организаций до сих пор не обладает элементарными минимальными знаниями ИСО 9001. На мой взгляд, есть две основные причины этой ситуации.

ISO 9001:2008 – стандарт, разработанный техническим комитетом № 176 при ISO (International Organization for Standardization, — ред.) – Международной организации по стандартизации. Это самый распространенный в мире стандарт систем менеджмента качества (СМК). ISO 9001:2008 принадлежит к серии (тематической группе, — ред.) стандартов ISO 9000. Число «9001» в названии норматива – это его порядковый номер в серии стандартов, «2008» — год последней редакции. Если в документ будут внесены новые изменения, вторая часть числового обозначения изменится в соответствии с годом поправок. Многие стандарты ISO приняты в России в качестве национальных, касается это и ISO 9001, в национальной системе стандартизации он называется ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Различные руководства (guides, — ред.) и некоторые другие стандарты серии ISO 9000, которые находятся в платном доступе на официальном сайте ISO, либо разъясняют отдельные моменты, которые описаны в прикладном стандарте ISO 9001 в самых общих чертах, либо «затачивают» норматив управления качеством под какую-то специфическую область экономики.  Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Организация должна: а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2); б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Учитывая последствия введения этой версии стандарта и стоимость этого процесса, у руководителей организаций, безусловно, возникает множество вопросов, касающихся ISO 9001:2000. Например, обязательна ли сертификация на соответствие новому стандарту? сколько времени будет действительна существующая сертификация? чем вызваны изменения в стандарте? чем различаются старый стандарт и новый? как изменятся способы управления предприятием? кому новый стандарт выгоден? кто пострадает? насколько труднее внедрять новый стандарт, чем старый.