Сегодня винницкий трамвай празднует 101 год. Винничанам предлагают вспомнить историю создания трамвайного движения в городе

28 октября 2014 года трамвайному движению в Виннице исполняется ровно 101 год.

По случаю такой даты, мы решили опубликовать историю введения трамвайного движения в Виннице, которая берет начало в далеком – 1898 году. Итак, как все начиналось…

Сегодня винницкий трамвай празднует 101 год. Винничанам предлагают вспомнить историю создания трамвайного движения в городе, фото-1
Сегодня винницкий трамвай празднует 101 год. Винничанам предлагают вспомнить историю создания трамвайного движения в городе, фото-1

В 1898 году Винницкая городская дума сначала рассматривала проект договора, который был предложен правлением акционерного общества «Ипполит Романов».

Это акционерное общество давало обязательство построить за свой счёт электрическую трамвайно-железную дорогу с подвижным составом и всеми необходимыми сооружениями по улицам: Почтовой (сейчас улица Соборная) от Реального училища через мост реки Южный Буг по Большой Александровской улице (сейчас проспект Коцюбинского) до железнодорожного вокзала и по Николаевской улице (сейчас ул. 50 лет Победы) до артиллерийских и пехотных казарм с разъездами через каждые 200 сажен.

Но этот проект в последствии не был осуществлен из-за банкротства данного акционерного общества.

Следующая попытка построить трамвайные пути в Виннице датируется 1900 годом. Тогда Винницкая городская управа заключила договор с дворянином Кобиевым И.М. на «… устройство и эксплуатацию на собственный счет и страх центральной электрической станции с правом освещения улиц, площадей, домов, а также устроить сеть рельсовых путей с подвижным составом для перевозки пассажиров и грузов…». Но и этот проект остановился на стадии договоров. В этом же году, на стадии договоров, остался проект бельгийского общества «Трамвай Одессы», которые также высказывали пожелания в строительстве городской железной дороги в Виннице.

В 1908 году Винницкая городская управа обращается к предпринимателю Мясоедову: «На основании Ваших объявлений городская управа покорнейше просит Вас уведомить: не возьмете ли на себя устройство в Виннице городского трамвая на протяжении 4 верст с четырьмя трамвайными вагонами фирмы «Пюррей». Также городская управа сообщала о наличие одного крутого подъёма на будущем маршруте, и дала данные про желаемые тип рельсов и ширину пути: «Тип рельсов для винницкого трамвая желательно обыкновенный (не жолобочный) и чтобы рельсы были достаточной тяжести. Устройство пути, при возможности, иметь недорогое. Рельсы лучше класть на шпалы, а ширина колеи, вероятно, будет достаточна и в 1 метр. Вагоны будут без империала, а их количество в движении ограничено до четырёх». В дальнейшем Мясоедов сообщил городской управе, что вес трамвайного вагона фирмы «Пюррей» составляет 3,7 тонны, длина трамвая 8,16 метров, высота – 3 м, ширина – 1,92 м. Вагон на 32 места стоит 22000 франков без стоимости пошлины и доставки. Также было отмечено, что завод подтвердил готовность изготовить вагоны, которые будут легко брать все подъёмы в городе Виннице.

13 октября 1908 года управа направляет Мясоедову письмо такого содержания: « В ответ на Ваше письмо городская управа города Винница имеет честь уведомить Вас, что она оказалась в затруднении перед такой дорогой ценой трамвайного вагона фирмы «Пюррей»… Управа просит Вас сообщить, какая крайняя цена четырёх вагонов и может ли быть уплата стоимости их рассрочена на 5 лет».

И все-таки в 1910 году был заключен договор между городской управой и Киевским отделением российского общества «Всеобщая компания электричества» на сооружение в Виннице паровой электрической станции, которая была сдана в эксплуатацию в 1911 году.

12 февраля 1912 года Винницкая городская управа заключила договор на строительство трамвайных путей и возведение всех необходимых сооружений для трамвая с тем же Российским обществом «Всеобщая компания электричества». В этом же году министерство внутренних дел утвердило технический проект трамвая.

Строительство трамвайных путей началось в сентябре 1912 году. Чувствовалась острая нехватка столбов, щебня и других строительных материалов. Но не только это заставило специалистов приостановить работы по укладке трамвайной колеи. В письме инженера АО «Всеобщая компания электричества» Самойлова Я. по этому поводу указывается: «…Работы по прокладке трамвайного пути и монтажу токоотводного устройства из-за раннего наступления зимы приостановлены до весны…». Также некоторые трудности относительно прокладки трамвайных линий вызывало и то обстоятельство, что их маршрут должен был пересекать реку через два моста, которые были в подчинении Подольского губернского распорядительного комитета (г. Каменец-Подольский) и содержались на земские средства.

В случае отказа этого комитета на прокладку через эти мосты трамвайных линий, городской управе следовало бы соорудить новые за собственный счёт, что могло вызвать большие трудности из-за нехватки средств. Длительные переговоры по этому поводу дали положительные результат.

30 марта 1913 года Российское общество «Всеобщая компания электричества» прислало Винницкой городской управе сообщение такого содержания: «Мы решили с 1 апреля сего года приступить к работам по окончанию постройки трамвая в Виннице. Примем все меры к тому, чтобы вести эти работы ускоренными темпами и по возможности раньше открыть движение».

В течение летних месяцев фермы и балки мостов через реку Южный Буг были усилены и проложена трамвайная линия. В начале октября была создана комиссия по испытанию мостов практической нагрузкой, которая составила соответствующий документ и установила требования по устранению существующих недостатков.

Линия длиной 8,6 км с колеёй шириной 1000мм была проложена по центральной улице (Николаевский проспект) от Женской гимназии до железнодорожного вокзала. Депо было построено на правом берегу, сразу за мостом (в начале нынешней улицы Первомайской).

Сюда была подведена подъездная ветка. В депо была оборудована мастерская для ремонта вагонов.

7 сентября 1913 года на части линии было произведено опробование вагонов, а 8 октября трамваи впервые пошли по мостам.

Регулярное движение трамваев по всей линии началось 28 октября 1913 года в 6:40 утра.

По материалам «Винницкий трамвай»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Культура
31 октября в Виннице состоялся самый страшный велопарад года. На велосипедах по городу катались граф Дракула, орки, чумной доктор, Фредди Крюгер, ведьмочки и другие герои фильмов ужаса. Кто-то приезжал на своем двухколесном транспорте, украшенном в тематике праздника Хэллоуин, кто-то арендовал «Nextbike».Велопарад «страшных» костюмов приурочен у Хэллоуину, который отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября.Стартовал заезд от Европейской площади - ул. Груше...
Общество
В связи с проведением плановых ремонтных работ, в ноябре винничане будут сидеть без света  с 08:00 - 17:00.Жителей города просят распланировать время пользования электроприборами для собственного комфорта. В ведомстве просят извинения за временные неудобства.График отключения света на ноябрь:2 ноября:  Немировское шоссе, ул. Покрышкина;3 ноября: ул. Ак.Янгеля, ул. М. Литвиненко-Вольгемут;4 ноября: ул. М. Шимко, ул. Наливайко;5 ноября:  ул. Привокзальная, у...
Общество
Правоохранители Винницы разыскивают двух молодых людей, которые в ночь на 26 октября украли инсталляцию "Ангел в респираторе", что почти год простояла на перекрестке улиц Князей Кориатовичей и Николая Оводова. Муниципальная стража Винницы обнародовала видео инцидента.«Ночью 26 октября в обзор камер видеонаблюдения попал факт вандализма. Двое молодых людей, очевидно в нетрезвом состоянии, разгуливали по проезжей части, а затем их внимание привлекла инсталля...
Общество
Осень вступила в свои права, а коммунальщики не убавляют ремонтных темпов. Почти месяц наводят красоту возле парка Дружбы народов. Теперь прогулки там будут сплошным удовольствием. Для пешеходов и велосипедистов расширили дорожку. Подробнее смотрите в сюжете кагала Вита:
Криминал
30 октября следователи-детективы Главного управления Национальной полиции в Винницкой области совместно с работниками УСБУ по процессуального руководства прокуратуры области задержали во время получения неправомерной выгоды голову одной из объединенных территориальных громад области, который получил указанную сумму за передачу предпринимателю в аренду земельный участок сроком на 49 лет.Об этом сообщает отдел коммуникации полиции в Винницкой области.«Предва...
Новости компаний
Чорна п’ятниця, свято всіх шопоголіків, уже зовсім скоро — у цьому році вона випадає на 27 листопада. Але ця подія настільки популярна, що її розтягують на кілька днів. Епіцентр цього року вже втретє братиме участь у Чорній п’ятниці, традиційно запропонувавши покупцям найширший асортимент за найкращими цінами із шаленою вигодою. Покупці зможуть робити покупки зі знижками на Чорну п’ятницю як у 62 торговельних центрах Епіцентрах по всій країні, так і онлайн...
Происшествия
29 октября в Ямполе водитель автомобиля Mercedes сбил несовершеннолетнею девочку, которая пересекала дорогу на нерегулируемом пешеходном переходе. В результате аварии 12-летнюю девочку госпитализировали в больницу. В полиции открыли уголовное производство.Об этом сообщают в отделе коммуникации Национальной полиции Винницкой области.Как говорится в сообщении, авария произошла около 17:55 часов на улице Свободы.За рулем иномарки находился 60-летний житель Ям...
Общество
В Винницкой области участились отравления грибами. За прошедшую неделю (23-30 октября), зарегистрирован 21 случай. Летальных не было.Об этом сообщают в Департаменте здравоохранения и реабилитации Винницкой областной государственной администрации.Случаи отравления грибами произошли в пяти семьях. Всего пострадало 28 человек, в том числе один ребенок 9 лет. Анализ отравлений свидетельствует, что большинство из них обусловлены употреблением грибов, которые ош...
Политика
Официальных результатов выборов еще нет, но параллельные подсчеты голосов позволяют уверенно говорить о большинстве результатов выборов в Винницкой области. Depo.Винница разбиралось, кого скорее всего можно будет увидеть среди победителей на должности руководителей объединенных территориальных общин. По информации источников Depo.Винница в избирательных штабах, 29 из 63 ОТО области победили кандидаты от "Украинской Стратегии Гройсмана", по семь — от "Батьк...