Почему в Украине не падают цены на бензин

С помощью импорта нефтепродуктов Россия может влиять почти на все население Украины вплоть до провоцирования социальных бунтов. Как этому помешать? — пишет экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский в блогах на НВ.

Прежде чем писать о нефтепереработке на базе немалого опыта, хотел бы подчеркнуть, что легко давать оценки чужим действиям, но очень сложно принимать решения. Поэтому материал следует воспринимать исключительно в качестве личного оценочного мнения

В Украине нефтепродукты могут производить шесть больших приватизированных НПЗ, которые в основном простаивают из-за технологической отсталости. Например, в прошлом году из этих шести примерно на 20% был загружен только Кременчугский НПЗ. Есть еще государственное предприятие — газоперерабатывающий завод (ГПЗ) в г. Шостка, который тоже вырабатывает немного светлых нефтепродуктов. Следует подчеркнуть, что все предприятия — технологически устаревшие.

Два НПЗ («Галичина» и «Нафтохімік Прикарпаття») общим объемом свыше 6 млн тонн нефти в год построены в позапрошлом веке. Остальные – в советский период. Общая установленная мощность – свыше 51 млн тонн нефти за год. Нефть, как правило, была в основном российская, украинская и казахская. Почему была? Потому, что сейчас есть немного (примерно 2 млн тонн) лишь украинской нефти и примерно 0,5 млн газового конденсата.

Нужно признаться, что все эти заводы настолько технологически устарели, что могут выпускать нефтепродукты только низкого качества: по европейской шкале – Евро 2 (хотя некоторые обладатели НПЗ через коррупционные схемы отчитываются в выпуске Евро 3, но это неправда). В Европе используют топливо Евро 4, Евро 5 и даже Евро 6. У нас потребляется в основном Евро 4 и Евро 5. Но до конца десятилетия, скорее всего, прекратится потребление низкокачественных нефтепродуктов — ниже Евро 4, ибо не будет больше устаревшей техники, которая, как правило, сейчас сохранилась еще со времен СССР. Таким образом, все украинские НПЗ, которые уже сейчас являются фактически металлоломом, до конца текущего десятилетия превратятся в сильно ржавый металлолом.

Именно поэтому (в основном из-за низкого качества производимых в Украине) большинство нефтепродуктов сейчас импортируется. Для примера: в прошлом году было импортировано по данным госстата около 85% бензина и дизеля. Импортировали, как правило, из РФ, Беларуси, Литвы, Румынии и немного из Польши. Следует отметить немаловажную деталь: все НПЗ, из которых Украина получает нефтепродукты, или принадлежат РФ, или же получает сырье (нефть) из РФ, или от ее сателлитов. То есть, если бы Кремль «провел соответствующую работу», то высока вероятность того, что указанные заводы прекратили бы поставки нефтепродуктов в Украину, спровоцировав в нашей стране всеобщее недовольство. Ведь у нас с ценой нефтепродуктов связано все, что потребляют граждане – и товары, и услуги.

Словом, РФ имеет возможность через импортные нефтепродукты влиять почти на все население Украины вплоть до провоцирования социальных бунтов (из-за отсутствия бензина и дизельного топлива) – мечта спецслужбы любой страны. Таким образом, выпуск или импорт нефтепродуктов непосредственно связан у нас с национальной безопасностью Украины, а значит должен быть приоритетом для властей.

Кроме указанных и множества других факторов, обращают на себя внимание два обстоятельства с нефтепродуктами, которые претендуют на название «Украинское чудо»:

  • В Украине цены на нефтепродукты растут в то время, кода во всем мире они падают, ибо падает цена на нефть.
  • В Украине на то же количество людей потребляется минимум в два раза меньше

нефтепродуктов, чем например, в Казахстане, Азербайджане или Молдове – странах,

потребители которых наиболее сопоставимы с украинскими. Так в 2014 году, в Украине на 1000 граждан пришлось примерно 190 литров использованных нефтепродуктов. В то время как в упомянутых странах – минимум 380. А в некоторых – даже около 600.

Первую особенность украинского рынка нефтепродуктов понять очень сложно. В определенной степени это объясняют малопонятным удешевлением украинской денежной единицы гривны. Дескать: за импортные нефтепродукты платится в долларах США, а продаются они в обесценивающихся гривнах. В данных обстоятельствах действительно очень сложно разобраться. Ведь доходы обычных украинцев исчисляются гривнами и остаются неизменными. Тем не менее, цены на нефтепродукты растут.

Роста цен на нефтепродукты (по крайней мере – в таких высоких темпах) можно было бы избежать, если бы в нашей стране был построен и работал под полным государственным влиянием современный НПЗ, который мог бы предложить украинскому рынку достаточный объем высококачественных нефтепродуктов. Кроме качества существующие НПЗ почти не зависят от украинского государства. Ведь неясно, кто от кого больше зависим: собственники НПЗ от государства или государство от собственников.

Можно, конечно, рассматривать и модернизацию существующих НПЗ. Но здесь уместно заметить, что для модернизации собственники необходимых денег не выделяют, ибо таких сумм не имеют. А наше государство в ближайшие годы достаточной суммы кредитов не даст, поскольку тоже не имеет. Не дадут ни грантов, ни кредитов и международные финучреждения. Кроме того, в случае модернизации какого-то одного НПЗ, не решилась бы проблема личной обиды собственников – всегда кто-то найдется, кто возмутится тем, что оказывается финпомощь не его НПЗ, а другому. А модернизировать все НПЗ в Украине никто и никогда не будет, это был бы экономический абсурд. В то время как для нового нефтехимического комплекса и вопрос финансирования, и проблема собственников и все остальные вопросы решаются.

Проект такого нового нефтехимического комплекса был полностью проработан в 2006 — 2008 годах по инициативе тогдашнего президента Украины. В этом проекте должны были участвовать три страны, в том числе Украина. Все было договорено, согласовано и просчитано. В том числе и вопросы финансирования строительства комплекса (тогда это было $4 – 5 млрд). К сожалению, этот проект так и не был реализован. Большая в этом «заслуга» пятой колонны, которая в энергетике и в финансовом секторе остается самой мощной в Украине. Однако к подобному проекту стоило бы вернуться.

Касательно второго вопроса – сравнительно малого объема потребления нефтепродуктов. Следует напомнить, что Украина в прошлом году импортировала свыше 85% нефтепродуктов при официальном общем потреблении немногим более 8,5 млн тонн. Эти цифры, в частности, фигурируют на сайтах Минэнерго и Минстат Украины.

Еще примерно 2 млн тонн потребляется в Украине нелегально. Об этом сообщил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин на пресс-конференции. Странно, что министр, сказав такое, не ушел в отставку (так было бы в любом демократическом государстве). Странно и то, что также не слышно о соответствующем уголовном деле – ведь в любой стране ЕС, например, после такого заявления официального лица сразу было бы открыто уголовное дело по факту.

По другим оценкам, в частности, при сравнении с упомянутыми странами, в Украине нелегально потребляется не менее 10 – 15 млн тонн нефтепродуктов. То есть, больше того количества, которое указано официально.

Подчеркнем: потреблено нелегально – это значит использовано без всяческих оплат в государственный и местные бюджеты, в частности – без акцизных сборов, ПДВ и т.д. Если перевести это в деньги, то окажется, что речь идет о десятках миллиардов гривен. Тогда сумма более 7 млрд грн, которую недавно назвал бывший председатель фининспекции, покажется детской по сравнению со стоимостью нелегального потребления нефтепродуктов. А всякие ссылки представителей минэнерго на то, что, мол, нет денег на инвестиции в газодобычу, будут восприниматься несерьезно.

При упомянутых объемах нелегального потребления, спрашивается: зачем повышать тарифы на коммунальные услуги и издеваться над обнищавшим украинским народом? Может проще и солиднее пресечь нелегальное потребление нефтепродуктов? Вряд ли это ударило бы по простым украинцам. Скорее – по карманам олигархов, в частности по собственникам автозаправочных станций.

Не претендуя на абсолют, рискну угадать: нелегальный рынок нефтепродуктов в основном может обеспечиваться за счет их контрабанды или же за счет подпольных малых НПЗ. В этом плане последнее слово должны сказать правоохранительные органы Украины.

Само строительство нового нефтехимического комплекса обеспечило бы 7 – 9 тысяч рабочих мест. Его эксплуатация при проектной мощности – около 2 – 3 тысяч. А учитывая то, что комплекс должен выпускать также сырье для химической промышленности – в общем, до 10 тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Все это весьма актуально для всей Украины.

Кроме того, это означало бы пресечение нелегального потребления нефтепродуктов и серьезную борьбу с масштабной коррупцией.

newsonline24
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
108 просмотров в августе
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Бизнес
В 2019 г. в Винницкой области планируют построить завод по переработке кукурузы стоимостью $600 млн. «Сейчас ведем активные переговоры по реализации еще одного проекта. Речь идет о проекте на $600 млн — завод по углубленной переработке кукурузы. Высокотехнологичное, современное производство, которое позволит создать тысячи новых рабочих мест. Вместе с тем, этот завод позволит вдохнуть новую жизнь в огромную территорию», — прокомментировал председатель Винн...
Общество
Недавно Казатин закупил для высадки двадцать саженцев черемухи редкого краснолистые сорта "Шуберт". Деревья высадили на улицах города, однако, за ними охотятся вандалы и воры.Недавно двое неизвестных пытались выкопать саженец с целью кражи, однако за ними погнались неравнодушные люди, увидели как вандалы выкапывают дерево. Мужчины бежали бросив саженец на дороге, а на следующую ночь они же или другие вандалы пытались выкопать иначе дерево черемухи. В Казат...
Происшествия
В ночь с 13 на 14 августа на улице Андрея Первозванного на глазах у патрульных без включенного ближнего света фар проехал автомобиль TOYOTA AVENSIS. Инспекторы сразу отреагировали на правонарушения и подали водителю сигнал об остановке, на что тот лишь ускорился.Пытаясь убежать от полицейских, водитель неоднократно нарушал ПДД, а затем, не справившись с управлением, на перекрестке Хмельницкого и Барского шоссе въехал в ограждение. В результате ДТП водитель...
Аналитика
В Винницкой области все же можно найти работу с зарплатой даже 25000 грн в месяц, не имея технической или финансовой образованияПо размещенным вакансии сайта по поиску работы можно создать рейтинг самых востребованных и высокооплачиваемых вакансий нашего города. В то время как средняя зарплата по Украине в июне текущего года достигла 9141 грн, а в Винницкой области - 8166 грн. (Данные Минфин), у нас все же можно найти работу с зарплатой даже 25000 грн в ме...
Общество
Проверка проводилась с 10 по 13 августа. За тот период осмотрели 12 киосков.Как сообщило Главное управление Держпродспоживслужбы, при детальной проверке 12-ти киосков, где продают шаурму и другие блюда быстрого приготовления, массово нарушены необходимые нормы обработки и хранения продукции. Также в тех местах прослеживается полная антисанитария и отсутствие всех необходимых документов.- Нет условий для мытья инвентаря и тары; к работе с продуктами питания...
Криминал
Хозяйственный суд Винницкой области установил факт незаконной вырубки деревьев в пределах Журавлевского сельского совета Барского района Винницкой области в нарушение требований природоохранного законодательства и взыскал в пользу государства 524 875,58 гривен нанесенного ущерба, передает пресс-служба суда. Соответствующее решение суд принял 9 июля 2018 года по делу № 902/167/18 по иску Государственной экологической инспекции в Винницкой области о взыскани...
Происшествия
Авария с экологическими последствиями случилась утром 15 августа возле села Каролина Немировского района. Как сообщают местные жители, водитель грузовика с мазутом ехал с асфальтного завода и попал в незначительное ДТП. В результате на дорогу вылилось около десяти тонн мазута, который был в цистерне. На место происшествия сразу же вызвали спасателей. Сейчас бойцы ГС ЧС работают над тем, чтобы смыть опасную жидкость с поверхности. Патрульные огородили опасн...
Общество
На яблоках изображен смайлик. Выращивают веселый фрукт недалеко от города. Необычные яблоки произвели настоящий фурор в Сети. Как реагируют на необычные плоды покупатели и есть ли на них спрос - смотрите в сюжете:
Происшествия
Случился инцидент вчера, 14 августа, в одиннадцать часов вечера. Тогда на улице Станиславского загорелся балкон одной из пятиэтажек, расположенной вблизи "Ощадбанка".На место сразу прибыли несколько пожарных автомобилей и правоохранители. Еще через несколько минут прибыли кареты скорой помощи, однако, к счастью, к ним за помощью никто не обратился. - Для сбережения жизни жителей дома пришлось эвакуировать, - рассказывают в ГС ЧС. - К счастью, никто не пос...