При закупке сыра для тестирования специалистами центра экспертиз ТЕСТ, было выявлено одно очень неприятное для потребителя обстоятельство, которое касается идентификации продукта как такового. Дело в том, что в Украине в последнее время наряду с сырами появились сырные продукты. Названия похожи, а разница между ними очень большая.
Сыром должен называться продукт, изготовленный только из молочного сырья и никаких растительных белков, никаких растительных жиров в виде пальмового или кокосового масла в твердом сыре быть не должно!
С сырным продуктом дело обстоит иначе. Внешне он никак не отличается от сыра, да и по вкусу и запаху частенько подвоха не заметить, но состав продукта совсем иной. Сырный продукт содержит в себе растительный жир, что более популярно, но может содержать и растительный белок (что встречается редко). Т.е. в сырном продукте характерный для молочных продуктов молочный жир заменяется нехарактерными для продукта жирами растительного происхождения. Делается такая подмена для удешевления продукта. При этом очень важно, чтобы производитель честно "признавался" в составе продукта и называл свое творение соответствующим образом: продукт на растительных жирах именно сырным продуктом, а не сыром.
Протестировано всего 15 марок Российских сыров.
-«Молис «Россия»» - продукт сырный твердый фасованный Россия – (ООО "Производственное объединение "Молис" г. Запорожье),
-«Тульчинка» - сыр твердый Российский (ООО "Интер Фуд"г. Тульчин, Винницкая обл.), -«Чортков» ("Чортковский сыродельный завод" г. Чортков, Тернопольская обл.),
-«Гадяч» - продукт сырный полутвердый Российский (ООО "Гадячсыр" на ЗАО "Лозовской молочный завод"),
-«От всего сердца» - сыр Российский (ОАО "Приазовский сырзавод" пгт. Приазовское, Запорожская обл.),
-«Звенигора» - сыр твердый Российский (ОАО "Звенигородский сыродельный комбинат" г. Звенигородка, Черкасская обл.),
-«Комо»- сыр твердый Российский классический (ОАО "Дубномолоко" г. Дубно, Ровенская обл.),
-«Роси» - сыр твердый Российский (ОАО "Рожищенский сырзавод" г. Рожище, Волынская обл.),
-«Шостка» - сыр твердый Российский классический (ПАО "Бель Шостка Украина" г. Шостка, Сумская обл.),
-«Славия» - сыр Российский классический (ПАО "Баштанский сырзавод" г. Баштанка, Николаевская обл.),
-«Каланча» (ОАО "Каланчацкий маслозавод" Херсонская обл.),
-«Пирятин»-"Пирятинский сырзавод"г. Пирятин, Полтавская обл.,
-«Вапнярка» ("Вапнярский "молочный завод" пгт. Вапнярка, Винницкая обл.), «Каменка»("Каменский молокозавод"/ г. Каменка. Черкасская обл.),
-«Золотава» ("Андрушевский маслосырзавод" г. Андрушевка, Житомирская обл.).
Лабораторные исследования
В лаборатории сыры проверили по жирности, микробиологическим показателям.
Жир сыров оценивали как количественно, так и качественно – провели его идентификацию на предмет наличия в продуктах заменителей молочного жира. С количеством жира проблем не оказалось. Традиционная жирность Российского сыра в сухом веществе составляет 50%. С учетом погрешности метода все образцы соответствовали этому значению. Да и качество жира, приятно поразило. Заменители молочного жира были обнаружены только в двух образцах, именно в тех, которые производитель назвал "сырным продуктом".
Что касается микробиологии, то на этом этапе в сырах искали кишечную палочку и антибиотики. Нежелательные микроорганизмы нашли, а вот антибиотики – нет. Из-за наличия кишечной палочки двум сырам, "Тульчинка" и "От всего сердца" общие оценки были снижены.
Результаты исследования
Что касается результатов, то есть и позитивные результаты: немолочный жир был обнаружен только в двух сырных продуктах. Из негативных результатов стоит отметить немалое количество плохих оценок. Причем все 5 марок упакованных сыров получили позитивные оценки. Так у сыров "Звенигора", "Комо", "Роси" и "Шостка" общая оценка "отлично", у сыра "Славия" – "хорошо".
Среди же развесных сыров оценки разделились, позитивные оценки получили: "Пирятин" и «Каланча» – "отлично", сыры "Вапнярка", "Каменка" – "хорошо". А сырный продукт "Молис" получил "плохо" за использования наименования вводящего потребителя в заблуждение.
Общие оценки "очень плохо" у сыра «От всего сердца» за использования наименования вводящего потребителя в заблуждение – и у сырного продукта "Гадяч" по той же причине.