• Главная
  • Стало понятно, почему с оформлением субсидий случился коллапс
20:26, 29 июня 2015 г.

Стало понятно, почему с оформлением субсидий случился коллапс

Пример отвратительной бюрократии в действии

Новый порядок оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг предполагал, что тем, кому она полагается, нервничать не придется, все будет просто. Так, по крайней мере, обещал министр соцполитики Павел Розенко.

На практике же оказалось, что за любым «простым» решением стоит серия препятствий.

Заместитель городского главы Винницы Андрей Рева в свое время был одним из авторов нынешней методики расчета субсидии. Теперь, похоже, он и сам шокирован, как нашим хроническим бюрократизмом удалось нивелировать, в принципе, прогрессивные идеи, и скольких усилий потребовалось, чтобы убедить высокопоставленных чиновников в том, что «упрощение» должно быть иным….

«Один месяц для начисления субсидий просто выпал, и исключительно по вине бюрократии»

— Андрей Алексеевич, новый порядок оформления субсидий предусматривал, что семьи, которым ее начисляли до 2015 года, с мая получат «справку» автоматически. Причем, якобы именно в мае. Заканчивается июнь. Винничанам приходится массово обращаться в «Прозрачные офисы», где большинству и сейчас советуют подождать. Ладно, но при этом из КП «Вычислительный центр ЖКХ» им приходят уведомления о необходимости в полном объеме платить за коммуналку. Как поступать людям?

— Согласно новому положению о субсидиях, перерасчет на новый период, и уже не 6 месяцев, а 12, то есть на год, должен быть осуществлен в течение двух месяцев – мая и июня. Так что не стоит паниковать и торопиться (разговор состоялся 19 июня)…

Не будем забывать еще и о тех, кому субсидия назначается впервые, и то, что механизм не был отшлифован на практике. «Шлифовка» привела к выявлению определенных огрехов. Поскольку теперь от граждан не требуются справки с места работы для перерасчета, органам соцзащиты нужна информация об их доходах. О работающих гражданах она имеется в фискальных органах. Чтобы ее получить к 1 мая должен был быть готов межведомственный документ о порядке обмена такой информацией с налоговиками.

— Его не было?..

— Два месяца Министерство социальной политики разбиралось с Госфискальной службой и создавало этот документ — с 27 февраля, когда было принято постановление, и аж до конца апреля. Я получил огромное удовольствие от наблюдения за самим процессом… Мы же все прекрасно понимаем, что разработка — не проблема конкретно Минсоцполитики или ГФС, а межведомственная задача. Значит, курировать создание такого документа должен не министр социальной политики, и не глава Госфискальной службы.

Поскольку регламент предусматривает согласование и в других министерствах, то с точки зрения управленческого подхода куратором должен быть один из вице-премьер-министров. Он должен собрать всех министров и глав ведомств, поставить задачи и сроки их выполнения, а затем проконтролировать процесс и результат. Но в правительстве же нет вице-премьеров.

— А куда они делись?

— Поясню. Помимо этой должности Геннадий Зубко является еще и министром регионального развития, поэтому занимается профильным министерством. Тогда он был, наверное, очень занят. Другой вице-премьер Кириленко – по совместительству министр культуры. У него в это время было Биеннале в Италии. Очень важное событие для Украины… В результате разработку документа взвалили на Минсоцполитики и Павла Розенко, как министра. Он, в свою очередь, должен был контактировать с главой ГФС, а Игоря Белоуса к тому времени уже отстранили. Общаться не с кем. Поэтому П. Розенко перепоручил вопрос директору своего департамента, который нашел такого же директора департамента в налоговой системе. И они начали согласовывать документ.

Когда вроде бы все согласовали, то понесли его регистрировать в Минюст. Там сидят точно такие же умные ребята, как и везде, и внесли какую-то правку. В связи с этим по регламенту Кабмина документ нужно переподписать. Сделали. Но когда вернулись в Министерство финансов, им пояснили, что человек, который обязан завизировать, ушел в отпуск до 12 мая.

Естественно, у кураторов документа началась паника. С них же спросят за срыв сроков. К 1 мая документ должен быть готов. Тогда они вернулись в Минюст и договорились о компромиссе. Поэтому, как только отпускник вышел на работу, то есть 13 мая, он завизировал документ, а Минюст зарегистрировал его задним числом – 30 апреля.

Чтобы документ вступил в силу, его нужно опубликовать в прессе. То есть, тратится еще две недели. Благодаря нашим возможностям окончательный вариант этого документа в Виннице имелся 14 мая, а все остальные службы соцзащиты в Украине получили его только в конце мая. Таким образом, один месяц для начисления субсидий просто выпал, и исключительно по вине бюрократии.

«Когда Арсению Яценюку представители регионов пояснили, как на практике происходит оформление, он только взялся за голову»

— Порядок-то новый, не отработанный на практике…

— Так вот, в нем указано, что за день мы имеем право в Госфискальную службу направить один запрос, в котором может быть не более тысячи записей. Для понимания возникшей в связи с этим проблемы приведу пример. В Виннице 26,5 тысяч семей оформили субсидию на зимний период. Чтобы получить информацию по этим гражданам нужно сделать около 50-60 тысяч записей.

— Получается, что направлять ее нужно 50-60 дней…

— Уточню, рабочих дней. Это 2,5 месяца. Почему нельзя было в документе больше тысячи указать? Дело в том, что полномочия куратора от ГФС — директора департамента – ограничивались этим. И он не наделен полномочиями изменять параметры, существующие в службе. Другое дело, если бы куратором был вице-премьер. Он мог бы сказать главе ГФС изменить, но не директор департамента…

Дальше самое интересное. Областная налоговая служба исключена из процесса. Городской службе соцзащиты, как и всем остальным в Украине, необходимо обмениваться информацией с Киевом. В идеале мы направляем запрос в центральный офис ГФС, они должны отправить нам сведения. А если в ответ – тишина?.. Или нам отвечают, что у нас «некорректный запрос», поэтому и сведений не предоставляют. Что именно некорректно? Неизвестно! И непонятно, с кем на эту тему общаться.

Благодаря связям в Минсоцполитики, мы вышли на ГФС. Сначала диалог не получался, потом сумели наладить контакт. Так это в Виннице, а что делать аналогичной службе в Песчанке или Могилеве-Подольском?..

В конце концов, мы добились того, что ГФС сняла ограничения по количеству запросов. То есть, теперь можно отсылать не один в день, а больше, и на запросы стала поступать информация. Опять же, чтобы подать запрос о конкретном человеке, должны быть конкретные данные о нем. Прежде всего, верный идентификационный код. Оказалось, что с этим уже проблемы в органах соцзащиты. Мы формируем запрос, а нам отвечают, что подан неправильный код.

Далее. В правительственном постановлении указано, что человек должен задекларировать доходы. Какие? Минфин своим приказом регламентировал 85 позиций доходов, который учитывает ГФС. Для назначения субсидии нужно лишь 37. Вот, к примеру, вам дали заявление и декларацию, которые нужно самостоятельно заполнить. Сможете правильно это сделать? Вы держите в уме все доходы, полученные за год?..

— Так об этом не у журналиста нужно спрашивать, а у Кабмина. Хотя ответ и очевиден – узнавать следует в Госфискальной службе…

— Поскольку народ почему-то решил, что не нужно ходить в службу соцзащиты, достаточно отправить письмо. Однако, чтобы понять, что писать, следует обратиться в ГФС. От такого наплыва людей налоговики взялись за голову, и опять же они дают доходы по всем 85 позициям. Человеку приходится самому выбирать, и при этом указывать доход не за 3 месяца, а за год. Некоторые, естественно, ошибаются.

Получая неправильно заполненные декларации, теоретически мы должны назначить субсидию по этим данным, а потом, когда уточним, что размер доходов неверный, должны в двукратном размере оштрафовать. Вместо этого звоним людям и поясняем. К сожалению, большинство людей слишком враждебно воспринимают любые звонки от инспекторов соцзащиты.

Не было единого программного обеспечения для ГФС и структур Минсоцполитики, без чего опять же замедляется процесс внесения данных. Честно признаюсь, на практике реализовать правильные замыслы оказалось очень сложно. Люди работали и работают на пределе.

Только 19 июня удалось отладить процесс, что позволило в один день загрузить информацию о 20 тысячах семей. Думаю, что буквально на днях субсидии всем начислят. По моим прогнозам, с середины июля мы выйдем на нормальный режим работы. И люди узнают реальный размер платежей, который им нужно платить. В принципе, это ответ на ваш самый первый вопрос. Это говорит о бардаке, царящем в системе госуправления. По сути, позитивная идея реализована так, что вызывает негатив.

— Первые лица это уже поняли?

— Две недели назад был на совещании по вопросам оформления субсидий у премьер-министра. Кроме Арсения Яценюка, присутствовали Зубко, министр Розенко и другие высокопоставленные чиновники. Когда Арсению Петровичу представители регионов пояснили, как на практике происходит оформление, он только взялся за голову.

Я спросил у главы правительства, зачем тем, кто впервые оформляет субсидию указывать свои доходы, вплоть до копейки?.. При этом, тем, кто оформлял субсидии до 1 мая, этого не нужно. Мы же сами запрашиваем информацию. Не проще ли людям, которые впервые обращаются, указывать только источники доходов, а дальше мы сами разберемся. Тогда им не придется делать математические операции, которые мы же потом и перепроверяем…

Далее. Существует такая категория, как частные предприниматели, работающие по упрощенной системе. Как учитывать их заработки? Налоговики могут предоставить только валовые доходы, расходы ведь неизвестны, чтобы вычислить чистый заработок. К примеру, человек торгует на базаре и обеспечивает себе практически минимальную зарплату, но, получается, что субсидия ему не положена. Это же несправедливо. Я предложил считать, что доходом предпринимателя по 1-й категории упрощенного налогообложения является минимальная зарплата, 2-й категории – две минималки, 3-й – три.

— Это предложение нашло поддержку?

— Узнал, что против выступил Минфин. Но ничего иного министерство не предложило… С 1 июля вступает в силу еще одна законодательная инициатива. Суть ее в том, что льготы по оплате жилкомуслуг (независимо от субсидий, — прим. авт.) будут назначаться в зависимости от доходов. Чтобы посчитать доходы, только в Виннице мы должны принять 34 тысячи граждан. Физически за три месяца выполнить это невозможно. Я пояснил министру Розенко, что в целом по Украине почти никто не справится, поэтому предложил отложить реализацию инициативы до 1 мая 2016 года. Тогда мы станем на новый период назначать субсидии, унифицируем законодательство, чтобы четко определиться, кто имеет право на льготы, а кто – на субсидию. Павлу Валерьевичу идея понравилась, но он пояснил, что в этом вопросе есть прямое указание МВФ. Оно обязывает. Посмотрим, как будет…

— Количество тех, кто впервые в мае подал документы для оформления субсидии, превысило предполагаемое?

— Обратились 11,5 тысяч человек (по сути, семей), а назначили мы примерно 6,2 тысячам. Отказали свыше 1700 гражданам, поскольку их доходы превышают, но данные на этих людей мы пересчитаем еще в октябре. Вполне возможно, что с учетом увеличения оплаты в зимний период сможем им начислить субсидию.

Что касается общего количества, то мы изначально прогнозировали 40-45 тысяч, а пока с учетом 26,5 тысяч, которые получали субсидию до мая, субсидиантами в Виннице являются 38 тысяч семей. Предварительные расчеты базировались на знании ситуации, поэтому практически не ошиблись.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...