• Головна
  • МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ
16:34, 7 жовтня 2015 р.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ

Сейчас мы переживаем процесс активного реформирования прокуратуры. Важной частью реформы, на ровне с формированием штата ГПУ на основе четырехуровневого тестирования, является повышение зарплаты. Младореформатор Давид Сакварелидзе заявил, что зарплата прокуроров должна быть 2-2,5 тысячи долларов США, но для начала пообещал поднят ее хотя бы до 15 тысяч гривен. Кроме того, повышение зарплаты – это один из инструментов борьбы с коррупцией, ведь низкое жалование подталкивает прокуроров брать взятки. Что же бюджет думает об инициативе Сакварелидзе и какого материального вознаграждения следует ждать прокурором?

Разговоры о зарплате прокуроров

Коррупция не возникает сама по себе, что-то обусловливает ее наличие в прокурорской системе. И вряд ли она является базовым инстинктом работника прокуратуры. В первую очередь - это построение самой системы, которая предусматривает, что нижний в иерархии должен давать мзду  верхнему, а тот, в свою очередь, должен передавать ее еще выше. Это сложный аспект, который предусматривает изменение всей логики существования государства.

Прокуратура - это определенная система, имеющая свои правила, но, которая также встроена в общую систему власти и не может априори входить с ней в конфликт, ибо ею она формируется и созидается. Но существует и второй момент, не менее важный – это материальное вознаграждение сотрудников прокуратуры. Ведь человеку с низкой, иногда даже унизительной зарплатой, очень тяжело устоять перед взяткой. И это факт.

С одной стороны, мы видим понимание необходимости повышения заработной платы со стороны младореформаторов. Давид Сакварелидзе заявлял, что заработная плата прокуроров и следователей должна быть достаточно высокой. По его мнению, зарплата прокурорских работников должна зависеть от региона, поскольку в столице уровень цен выше, чем в других областях. Но отличия не должны быть очень существенными.

«Без высокой, адекватной заработной платы невозможно удержать человека на прокурорской должности. Если называть конкретные суммы, то минимальная зарплата прокурора не может быть меньше 2–2,5 тысяч в перерасчете на доллары. Зарплата следователя не может быть меньше 1,5–1,8 тыс. долл., и это только чтобы выживать», – заявлял раннее он.

Со словами грузина трудно не согласиться. Для начала Сакварелидзе предлагает после реорганизации увеличить зарплаты прокуроров в 2-2,5 раза и после такого повышения она будет составлять около 12-13 тысяч гривен.

В интервью изданию «Апостроф» он выразил неуверенность в поддержке реформы прокуратуры Кабмином, от которого пока не получено достаточного финансирования для зарплаты порядочным прокурорам. Также он указал на то, что те, кого набрали путем открытого конкурса, разбегутся через пару месяцев, если их зарплата будет составлять 4 тысячи гривен, или станут частью большой коррумпированной системы.

Понимание проблемы у главного реформатора таки есть.

Но почему нет позиции всей Генеральной прокуратуры по отношению к финансированию ее деятельности?

Почему Виктор Шокин не штурмует кабинет Арсения Яценюка с требованием не разваливать реформирование важного правоохранительного органа?

Неужели не жалко всех усилий?

Почему Сакварелидзе не обратится к общественности как своему «главному партнеру» реформи с ее помощью не отстоит необходимое финансирование прокуратуры?

Или в этой всей ситуации важен процесс – краткосрочная показуха, а не реальный долгосрочный результат?

Неужели изначально не было понимания того, что на реформы нужны деньги?

Все это подталкивает к выводу об имитации реформы, а не о ее реальном содержательном наполнении.

Как популисты законы принимали

В соответствии со ст. 81 Закона Украины «О прокуратуре», которая регулирует заработную плату прокуроров, должностной оклад прокурора местной прокуратуры установлен в размере 12 минимальных заработных плат, определяемых законом и вводится поэтапно: с 1 июля 2015 года – 10 минимальных заработных план; с 1 января 2016 года – 11 минимальных заработных плат и с 1 января 2017 года – 12 минимальных заработных плат. Должностные оклады других прокуроров установлены пропорционально к должностному окладу прокурора местной прокуратуры с коэффициентом: 1) прокурор региональной прокуратуры – 1,2 и 2) прокурор ГПУ – 1,3. Далее в Законе определено 15 позиций должностных окладов прокуроров, которые находятся на административных должностях начиная с Генерального прокурора Украины с коэффициентом 1,5 должностного оклада прокурора ГПУ, и заканчивая заместителем руководителя подразделения местной прокуратуры с коэффициентом 1,17-1,10 должностного оклада прокурора местной прокуратуры.

Кроме того, прокурорам должна выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет в размерах: при наличии стажа работы свыше одного года – 10 процентов, свыше 3 лет – 15 процентов, свыше 5 лет – 18 процентов, свыше 10 лет – 20 процентов, свыше 15 лет – 25 процентов, свыше 20 лет – 30 процентов, свыше 25 лет – 40 процентов, свыше 30 лет – 45 процентов, свыше 35 лет – 50 процентов должностного оклада. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет прокурорам утверждается Кабинетом Министров Украины. Ну и, конечно же, прокуроры могут получать еще премии, размер которых может быть очень разный.

Вообще премия должна быть стимулом к лучшей работе, но у нас она давно превратилась в неотъемлемую часть заработной платы, без которой сумма материального вознаграждения прокурора за работу будет уж совсем мизерной.

Закон приняли. Он вступил в силу 15 июля 2015 года. Депутаты рассказали всем, как будет хорошо жить прокурорам, а Шокин и Ко подтвердили. Все кому не лень пропиарились, общество лапшой запаслось.

Но дальше обещаний «паровоз реформ», как всегда, не едет. Подтверждение этому п. 9 переходных положений проекта Закона Украины «Про Государственный бюджет Украины», в котором сказано: «Установить, что: нормы и положения части второй статьи 33, статьи 81 Закона Украины «О прокуратуре» (Голос Украины, 25.10.2014, № 206) применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного и местного бюджетов и бюджетов фондов общеобязательного государственного социального страхования».

Видимо, Кабмин не очень-то заботят планы и реформы Сакварелидзе. И судьба прокуроров, собственно как и всего народа их тоже не волнует. Ведь 30 сентября 2015 года Кабинет министров Украины принял постановление №763, определяющее должностные оклады сотрудников Генеральной прокуратуры Украины.

Согласно постановлению, зарплата первого заместителя руководителя недавно созданной в структуре ГПУ Специализированной антикоррупционной прокуратуры составит 3 507 – 3 545 гривен. Зарплата первого заместителя главного военного прокурора также составит около 3,5 тысяч гривен. Следователь по особо важным делам будет зарабатывать 2 172 – 2 327 гривен. Оклад районного прокурора в городах-миллионниках составит 2 714 гривен. В то же время зам антикоррупционного прокурора и зам главного военного прокурора будут получать 3 445 – 3 483 гривен. Данные суммы не дотягивают даже до показателей средней зарплаты украинцев (по данным Госстата, в августе по стране среднемесячный оклад составил 4 205 гривен).«Прокурорская правда» подготовила инфографику прокурорских окладов, утвержденных постановлением Кабмина.

Вот и получается, что охранять закон, поддерживать государственно обвинение в суде и бороться с коррупцией будут люди с доходом в 150 долларов США, вместо обещанных 550 долларов. Не говоря уже о том, что, по «авторитетному мнению» Давида Сакварелидзе, для выживания прокурорским работникам необходимо иметь доход не менее 1,5-2 тысяч долларов США.

В 2014 году фонд заработной платы ГПУ составлял чуть более 1,92 миллиарда гривен. В 2015 году на оплату работы сотрудников прокуратуры в государственный бюджет Украины заложили на 36 миллионов гривен меньше, чем в предыдущем году и общий фонд зарплаты составил чуть более 1,88 миллиард гривен.

В «черновом» варианте проекта государственного бюджета Украины на 2016 год предлагается на фонд заработной платы ГПУ выделить почти 2,2 миллиарда гривен. То есть, увеличение составляет всего лишь около 300 миллионов гривен.

Редакция «Прокурорской правды» направила в ГПУ информационный запрос с просьбой предоставить информацию о штатной численности работников ГПУ за 2014 и 2015 года и заработной плате (оклад) работников ГПУ по состоянию на начало октября 2015 года, но ответа мы так и не получили.

Если взять даже перспективную цифру численности работников прокуратуры в 12 тысяч человек (которая еще не достигнута), то средняя зарплата (месячный оклад) по ГПУ может вырасти максимум на 2 тысячи гривен, а это никак не дотягивает до озвученной реформаторами цифры в 15 тысяч гривен. И это не учитывая премий и надбавок за выслугу лет, исполнение административных обязанностей и других выплат, которые еще более размоют среднюю возможную максимальную надбавку. Ведь кому-то нужно выплатить премию в 100, а то и 300 процентов, а кому-то 50 процентов накинуть за стаж работы. Даже, запланированное Законом сокращение до 10 тысяч сотрудников не даст возможности без дополнительного финансирования выйти на достойную зарплату прокурорам.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ, фото-1
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ, фото-2
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ, фото-3

Сами прокуроры очень возмущены таким отношением к себе и к своей организации. Говорят, что обещанные 15 тысяч – это всего лишь окозамыливание, направленное на то, чтобы прокурорские работники ждали этой манны небесной и меньше возмущались сокращениям и тестированию. Справедливо отмечают прокуроры и то, что достойная зарплата должна быть у них не только из-за объема и сложности их профессиональных обязанностей, но и как стимулирующий фактор, призванный сдерживать от взятки. Над прокурором всегда весит «Дамоклов меч» большой ответственности и это нельзя не учитывать при формировании его жалования.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ, фото-4
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ, фото-5
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРСКОЙ ЗАРПЛАТЫ, фото-6

Вот вам и пресловутые «реальні справи» от украинской власти. Одной рукой они дают, а второй – забирают. Фактически один закон противоречит другому. И получается, что нормы закона «О прокуратуре», определяющие заработную плату прокурорских работников – это чистой воды популизм, который реализовывать на практике никто не собирался. По сути, система не меняется, прокурор с низкой зарплатой будет продолжать искать пути обогащения нарушая закон и помогая определенным лицам оставаться безнаказанными. И такой прокурор всегда будет достаточно управляем, ведь ему нужна «крыша», по воле которой он будет принимать решения в пользу власти и политиков. Выбор при таком положении дел будет не велик – или увольнение, или тюрьма, или работа на патрона. В этом и кроется вся выгода от таких действий для власти.

Непонятным является и то, куда же пойдут сэкономленные деньги от сокращений, анонсированные Сакварелидзе. Прокуроров то уволят, но легче от этого никому не станет.

Мечты украинского грузина реформатора не сбываются. Мало просто внести предложение и дать обещание, нужно еще и обеспечить финансирование. Умение выбивать финансирование – это показатель состоятельности чиновника. Фактически вся реформа – это фикция, иллюзия изменений и улучшений. Кабмин четко определил оклад сотрудника ГПУ в 2500-3500 тысячи гривен. И даже если мы прибавим премию и надбавку за стаж, то 15 тысяч никак не выйдет. Вот и получается, что человек, которому могут принести 50 тысяч долларов взятки, берет свою зарплату, платит коммунальные услуги, пару раз покупает продукты, платит за проезд и кладет зубы на полочку. Но а если у него еще и семье есть, то перспективы вообще безнадежны. Так и выходит, что можно мечтать, а можно делать! Наши реформаторы пока только мечтают…

Как говорил один украинский политик: «Оцените красоту игры! Мы их развели как котят!». Только теперь в роли таких вот котят выступили прокуроры, которые вынуждены пройти четыре круга ада, каждому доказать, что ты не коррупционер и в конце получить большую дырку от бублика – кучу обязательств, постоянный прессинг со стороны общественности и нищенскую заработную плату.

Так к чему весь этот шум с реформированием прокуратуры, ели государство не может изыскать деньги на достойную зарплату достойным прокурорам?! Такое отношение правительства и безмолвие верхушки ГПУ (в первую очередь Шокина и Сакварелидзе) просто нивелирует саму идею изменения прокурорской системы.

И, безусловно, никакой «красоты игры» здесь нет. Это стандартная популистская практика нашей власти, которая принимает законы без оглядки на возможности бюджета. Чего только стоит ситуация с детьми войны, чернобыльцами и т.д. Законы приняты, суды людьми выиграны, а денег никто никогда не увидит. Но в политическом резюме весь истеблишмент галочку себе ставит и за детей войны, и за чернобыльцев, а теперь уже и за прокуроров.

Исходя из этого, у «Прокурорской правды» есть несколько вопросов:

- захотят и смогут ли Шокин и Сакварелидзе отстоять бюджетное финансирование нормы ст. 81 Закона Украины «О прокуратуре», обеспечивающую ими же обещанную достойную зарплату работникам прокуратуры?

- долго ли осталось ждать до повальных судебных тяжб прокуроров с государством за свою законную зарплату и как собираются с этим бороться?

- когда прекратится имитация реформ, получат ли достойные прокуроры достойную зарплату и сможем ли мы вообще хоть когда увидеть задекларированный господином Сакварелидзе результат?

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Коментарі

Оголошення
live comments feed...