• Головна
  • Хуже или по-другому: Как в этом году изменится финансирование медицины и образования Винницкой области
11:10, 20 січня 2020 р.

Хуже или по-другому: Как в этом году изменится финансирование медицины и образования Винницкой области

Хуже или по-другому: Как в этом году изменится финансирование медицины и образования Винницкой области

Как только был обнародован проект областного бюджета Винницкой области на 2020 год, у критиков документа появилось множество нелестных эпитетов. Это и не удивительно: суммы в документе вдвое меньше показателей областного бюджета-2019. Если в прошлом году доходы составили более 9,4 миллиарда гривен, а расходы – на несколько миллионов меньше, то в этом году доходная часть областного бюджета составляет 4, 242 миллиарда, расходная – 4, 238 млрд гривен. Эксперты отмечают, что едва ли не хуже всего в 2020 году будет образованию и медицине. Действительно ли в этом году пострадают важнейшие отрасли жизни области (и если да, то на сколько) выяснял корреспондент Depo.Винница.

Не "худший", а "трансформационный"

"Худшим на протяжении последних пяти лет" назвал нынешний областной бюджет глава профильной комиссии облсовета Геннадий Мазур во время обсуждения проекта на бюджетной сессии. "Нам передают на содержание учреждения образования и здравоохранения, а финансового ресурса в необходимом количестве на это не дают. Только по Винницкой области минус 307 миллионов дополнительной дотации на образование и здравоохранение", - заявил тогда глава комиссии.

В то же время, глава Винницкой ОГА Владислав Скальский не склонен драматизировать ситуацию и говорить о "бюджетном апокалипсисе". По крайней мере, публично. Наоборот областной бюджет-2020 он называет "трансформационным", а существенное уменьшение цифр в документе объясняет прежде всего тем, что областная "казна" перестает быть транзитером бюджетных средств. Мол, ОТО области в этом году будут поддерживать прямые отношения с государственным бюджетом. Ведь принципы бюджетного финансирования, в частности медицины, в 2020-м существенно меняются. В конце концов, неизвестно, что будет до конца года с самоуправляющимися институтами и их полномочиями.

Позицию главы администрации разделяет и главный финансист области - директор департамента финансов Винницкой ОГА Николай Копачевский. По его словам, принятый бюджет неизбежно претерпит изменения, ведь того потребуют реформы и изменения в законодательстве.

"Это бюджет трансформации, или переходная модель бюджета, потому что мы ожидаем существенных изменений и в бюджетном законодательстве и в законодательстве об административно-территориальном устройстве. Осенью ожидаются выборы в уже новые органы местного самоуправления. Поэтому и бюджет однозначно будет меняться", - считает Копачевский.

В медицине все будет иначе

Пока до 1 апреля учреждения здравоохранения вторичного уровня финансируются за средства медицинской субвенции, ее распределение остается несколько "совковым". Деньги делят между районами и ОТО по принципу: где больше населения – туда выделяется большая сумма. Директор департамента финансов Винницкой ОГА Николай Копачевский объясняет, что есть соответствующий норматив финансирования из расчета на одного жителя.

По его словам, в числе объединенных общин Виннитчины только Дашевская и Вапнярская ОТО обладают своими больницами. На них они и получают средства в зависимости от численности населения. Сейчас из медицинской субвенции. С 1 апреля – из НСЗУ (Национальная служба здоровья Украины, - ред.). Остальные ОТО имеют свою только "первичку". Да и то не все. Поэтому свою медицинскую субвенцию они теперь передают в районные бюджеты для финансирования райбольниц.

По сравнению с прошлым годом суммы медицинской субвенции конечно меньше, однако не стоит забывать, что прошлогодняя субвенция начислялась на годовые расходы медучреждений, а нынешняя - только на первый квартал.

В частности, в 2019 году в Виннице было выделено 268,6 млн грн, а в первом квартале 2020 года бюджет уже Винницкой ОТО (после объединения с поселком Десна) получил 72,6 млн. грн. Города областного значения Ладыжин и Хмельник в 2019 получили 17,5 20,9 млн. грн соответственно. В первом квартале 2020 года - 4,7 и 5,6 млн. грн. Калиновская ОТО в 2019 году получила 13,5 млн. грн, а в I квартале 2020 - 3,6 млн грн. Похожая ситуация в большинстве общин области.

KGzPmpHF5J4F3KmwaQo3H3J9BdLWGJSb9s00zIEr.jpeg

KGzPmpHF5J4F3KmwaQo3H3J9BdLWGJSb9s00zIEr.jpeg

"Что будет с 1 апреля? Конечно, необходимо будет менять и бюджетный кодекс и подзаконные акты, и порядок использования средств. Думаю, что в течение февраля мы получим всю нормативно-правовую базу", – говорит Копачевский.

С апреля в Украине начинается следующий этап медицинской реформы. Теперь не только "первичка", но и вторичное звено медицины будет финансироваться непосредственно Национальной службой здоровья. Собственно, поэтому медицинскую субвенцию на места в госбюджете предусмотрели лишь на первый квартал.

В то же время, на финансировании областного бюджета остались ряд медучреждений, которые оказывают лишь административные услуги, а лечением населения не занимаются. Их и некоторые учреждения вторичного уровня НСЗУ будет финансировать частично или не финансировать вообще.

"Согласно бюджетному кодексу, мы должны продолжать финансировать энергоносители в больницах. Эти деньги предусмотрены в областном бюджете – около 125 миллионов гривен. Кроме того, в системе медицины существуют ряд учреждений, которые не предоставляют медицинских услуг людям, а только административные или иные услуги. А следовательно они не будут финансироваться из НСЗУ. Например, служба крови, центр медико-социальной экспертизы, бюро судебно-медицинской экспертизы, база специального медицинского снабжения, автобаза областного совета и тому подобные. Они будут финансироваться из областного бюджета. Сейчас в госбюджете предусмотрена субвенция на содержание этих заведений без разделения. Но она будет покрывать только половину потребности, остальное мы вынуждены искать в области", - отметил главный финансист области.

Еще пять медицинских учреждений на Виннитчине будут полностью финансироваться из областного бюджета. По крайней мере до тех пор, пока облсовет, как их учредитель, не определится – насколько вообще необходимы такие заведения.

Речь идет, в частности, о базе специального медицинского назначения, автобазе, центре медицинской статистики, центре материально-технического снабжения учреждений здравоохранения. На данный момент профильный департамент ОГА разрабатывает пакет решений облсовета, которые должны урегулировать все эти вопросы.

Сложности, которых не избежать

В целом специалисты признают: для медицины год будет весьма проблемным. Переход к следующему этапу реформы поначалу, как это обычно бывает, добавит сложностей.

"Мы не знаем, как это произойдет, у нас еще нет такого опыта. Понятно, что где-то произойдут нестыковки, где-то будет меняться "на марше", где-то будем упираться в тупик и решать эти проблемы. Но голову пеплом посыпать, однозначно, не нужно", – убеждает Николай Копачевский.

В отношении абсолютных показателей финансирования отрасли, то, по его словам, сумма медицинской субвенции, которая выделяется для области на первый квартал, существенно не отличается от прошлогодней – около 296 миллионов гривен.

Расходы же, напротив, каждый раз следует увеличивать. Для примера - если бы в прошлом году в областном бюджете не нашли средств на повышение зарплаты работникам скорой помощи и медсестрам операционных бригад, возможно, оперировать на Виннитчине уже и не было бы кому.

"В сентябре 2018 года была критическая ситуация касательно водителей и медсестер скорой, тогда приняли решение повысить им зарплату, сейчас они получают от 10 тысяч гривен. Выделили на это более 75 миллионов гривен. Анестезиологическим и операционным бригадам также поднимаем плату за счет областного бюджета, сложилась такая ситуация, что когда открыли новый хирургический корпус, операционных бригад там не хватало – никто не хотел работать за мизерные деньги", - рассказал директор департамента финансов ОГА.

На образование деньги есть, а на школы - нет

Общая сумма, предусмотренная в этом году в областном бюджете для департамента образования и науки, составляет вместе с образовательной субвенцией 952,5 млн гривен. В прошлом году было 890,6 миллионов.

В нее входит 237,8 млн грн образовательной субвенции, 132 млн - дополнительной дотации и 582 млн грн средств областного бюджета. Кстати, в прошлом году область выделяла педагогам гораздо меньше - 378,8 млн грн. В этом году пришлось изыскать на 200 с лишним миллионов больше. Все, говорит Николай Копачевский, из-за того, что государство решило практически вдвое сократить для всех регионов средства так называемой дополнительной дотации на образование, которая используется на содержание учреждений и зарплаты техническим работникам. И это в 2020 году, по словам чиновника, будет не самой большой проблемой отрасли.

"Винницкой области дополнительную дотацию уменьшили на 307 миллионов гривен. В том числе 120 миллионов – для областного бюджета. Эти деньги компенсировать очень тяжело. Поэтому на бюджетной сессии мы отказались от целого ряда программ, которые финансировались в предыдущие годы, приостановили финансирование почти всех программ развития. Предусмотрели только софинансирование Государственного фонда регионального развития, других программ, которые предусматривают софинансирование – для того, чтобы осваивать средства госбюджета".

Даже руководство области, несмотря на весь свой оптимизм, не уверенно, что Виннитчина самостоятельно найдет необходимые средства. Поэтому глава ОГА уже неоднократно обращался в Кабмин и министерство финансов - просил чтобы урегулировали эту проблему и выделили дополнительные средства.

"Но как будет, что решат в правительстве трудно сказать. Рассчитываем, что каким-то образом государство все же компенсирует эти потери", - говорит Копачевский.

Нетрудно предсказать, что вместо денег чиновники могут попытаться помочь советами. Например, рекомендуют оптимизировать учреждения образования. Проще говоря – закрыть малокомплектные школы. Но такие непопулярные решения у нас и сегодня относятся к зоне ответственности местных общин. А как будет после административно-территориальной реформы и реформы самоуправления, можно только догадываться. Поскольку законопроект о децентрализации, внесенный на рассмотрение парламента президентом, пока вызывает больше вопросов, чем дает ответов.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Коментарі

Оголошення
live comments feed...