Революційні медичні відкриття - 2014

Революційні методики в лікуванні раку та трансплантації органів, генетика та нанотехнології ще на крок наблизили людство до безсмертя

Рак включен ВОЗ в список наиболее опасных болезней современности. Согласно статистике ежегодно в мире более 4,5 млн мужчин и 3,5 млн женщин умирают от разных видов рака. И фиксируется почти 15 млн новых случаев этого заболевания. Более того, согласно прогнозам, по мере увеличения продолжительности жизни будет расти и число заболевших различными видами рака. Хотя не исключено, что свежие открытия этого года кардинально изменят и будущую статистику, и неутешительные прогнозы, пишет "Деловая столица".

Специалисты из Лондонского университета королевы Марии пришли к выводу, что организм способен самостоятельно справиться со злокачественной опухолью, если снять барьеры, тормозящие иммунный ответ. Ученые уже предложили препарат, который запускает такой иммунный ответ. Методика пока проходит клинические испытания. Группа специалистов Университета Джонса Хопкинса пошла иным путем, предложив лечить рак с помощью бактерий. Эксперименты показали, что инъекция ослабленной версии почвенной бактерии Clostridium novyi непосредственно в злокачественную опухоль обеспечивает ее значительное сокращение и даже полное исчезновение

Донорство уйдет в прошлое

Большинство пациентов, которым требуется замена жизненно важных органов, не доживают до своей очереди на трансплантацию. Например, по данным Университета Эмори (Emory University), сегодня американский пациент, нуждающийся в пересадке почки, в среднем должен дожидаться своей очереди более трех лет. Средняя продолжительность "очереди" за сердцем составляет около семи месяцев, за печенью - два года. Причем количество пациентов, ожидающих своей очереди на здоровые органы, в США в последние годы ежегодно увеличивалось на 4%. В этом году ученым, похоже, удалось приблизиться к решению этой проблемы благодаря продлению работы изношенных органов и выращиванию новых, что в будущем позволит обходиться без сторонних доноров.

Специалисты из Университета Иллинойса совместно с учеными из Вашингтонского университета на основе 3D-модели сердца пациента изготовили особую электродную сеть: обернув ее вокруг сердца, можно фиксировать аритмию. А в случае остановки сердца - оперативно запустить его вновь, послав корректирующий сигнал. Исследователи Эдинбургского университета Хериот-Уотта подошли к вопросу глобальнее: они сумели создать жизнеспособные искусственные органы из взятых у пациента стволовых клеток. Это избавит не только от ожидания подходящего донора, но и от потенциальных проблем, связанных с отторжением чужеродных тканей. Технология основана на трехмерной печати, а вместо "чернил" используются человеческие эмбриональные стволовые клетки - hESC, из которых можно создавать ткань самого сложного органа. Тесты показали, что до 90% стволовых клеток остаются жизнеспособными и принимают участие в формировании ткани. Такого результата в сфере производства искусственных органов еще никто не добивался.

Ученые предложили тренажер для мозга

Похоже, уже в скором будущем человечество сможет забыть о традиционных обезболивающих препаратах. Исследователи из Сент-Луисского университета штата Миссури в этом году открыли новый способ отключения боли, который станет основой создания лекарственных препаратов нового поколения. Он заключается в активации специального рецептора (типа А3) в головном и спинном мозге, что позволяет устранить болевые ощущения любой степени интенсивности.

Более того, уже в скором времени можно будет тренировать мозг, как сейчас тренируют мышцы. Специалисты из Исследовательского университета Вандербильта с помощью мягкой стимуляции мозга сумели управлять умственной активностью человека. Электростимуляция и станет своеобразным мозговым тренажером. Технологией заинтересовались военные: успешные испытания методики уже проведены в научной лаборатории DARPA. Кстати, по заказу агентства передовых оборонных исследований США разработан имплантат для мозга, восстанавливающий утерянные в результате черепно-мозговых травм воспоминания. В будущем такая технология может стать прототипом "матрицы": чтобы освоить новый навык, достаточно будет просто подсоединиться к базе данных и скачать в мозг новую информацию.

Клеточным роботам придумали мотор

Ученые сходятся во мнении, что медицина будущего напрямую связана с нанотехнологиями. В этом году команда ученых Инженерной школы им. Кокрелла при Техасском университете сконструировала и успешно испытала самый маленький и самый быстрый наномотор в мире. Устройство настолько мало, что его можно поместить внутрь клетки. На протяжении 15 часов наномотор преобразовывает электрическую энергию в механическую, поддерживая скорость в 18 тыс. оборотов в минуту, что сопоставимо со скоростью реактивного двигателя. Устройство способно питать микророботов, доставляющих лекарства к пораженным клеткам в обход здоровых тканей. Свою версию наномоторов предложили и специалисты из университета Пенсильвании: синтетические двигатели управляются с помощью ультразвуковых и магнитных волн.

Лечение перешло на генетический уровень

Главные открытия в сфере генетики этого года связаны с самой актуальной для человечества задачей - продлением жизни. Ученые из Гарвардского университета и Университета Нового Южного Уэльса ввели в гены специальную молекулу, которая в течение всего одной недели полностью развернула процесс старения в мышцах. Методика показала такие высокие результаты, что уже начались ее клинические испытания. Специалисты из Лондонского университета нашли специальный ген (PHACTR1), который блокирует основную причину инсульта у людей молодого и среднего возраста. Он не позволяет произойти расслоению шейной артерии - состоянию, которое провоцирует кровоизлияние в мозг в молодом возрасте. Кроме того, ген препятствует мигрени и может защитить от инфаркта.

Ученые Калифорнийского университета сумели замедлить возрастные процессы, активизировав ген, отвечающий за насыщение клеток энергией. Воздействуя на этот ген в разных органах, можно предотвратить старение всего организма.

Более того, генетическая терапия уже вышла из исследовательских лабораторий. В этом году был представлен революционный препарат Glybera совместной разработки голландской биотехнологической компании UniQure и итальянской Chiesi. Его продажи вскоре стартуют в Германии. Препарат предназначен для лечения редкого генетического заболевания - дефицита липопротеинлипазы, которая регулирует уровень липидов в крови. Последствием этого генетического сбоя может быть закупорка кровеносных сосудов. Glybera - первый геннотерапевтический препарат в западном мире, прежде генная терапия от рака предлагалась только в Китае.

espreso